Булат Абилов: Те, кто у рычагов власти, не имеют свежих идей

На прошлой неделе Нурсултан Назарбаев встретился с представителями крупного казахстанского бизнеса. Кстати, это было продолжение тех традиционных встреч, которые в былые времена Назарбаев проводил почти ежегодно. Но в этот раз надо отметить два момента: во-первых, слава богу, не было со стороны Назарбаева угрозы типа “можно любого из вас взять за руку и посадить”… А во-вторых, Назарбаев сам предложил оформить партнерство между правительством и бизнесом в виде “джентльменского соглашения”, либо Меморандумом или Совместной программой действий по развитию тех или иных отраслей. Ход, конечно, заманчивый. Но, в условиях дикого казахстанского бизнеса, когда процветает коррупция и рейдерские налеты госчиновников высокого ранга, можно ли верить этим словам, даже если они исходят из уст самого президента? В какие законы можно пришить этот вид так называемого “джентльменского соглашения”?

С этих же вопросов и началось наше интервью с Булатом АБИЛОВЫМ – одним из первых крупных бизнесменов страны. Кстати, сопредседатель партии “Настоящий Ак жол” был и первым инициатором и организатором подобных встреч бизнесменов с президентом страны.

Булат Мукишевич, состоялась встреча президента Назарбаева с представителями крупного казахстанского бизнеса. Если нам не изменяет память, то за долгие годы это первое мероприятие подобного рода.

— Президент активно встречался с представителями отечественного бизнеса, начиная с 1993 года и до первой половины 1995. После этого возник длительный перерыв, причин тому несколько — началась приватизация, все крупные промышленные предприятия были переданы через офшоры зарубежным компаниям, за этим последовало создание совета иностранных инвесторов при главе государства. Казахстанских предпринимателей власти практически забыли.

В 2001 году, в бытность мою депутатом парламента, у меня состоялся разговор с Н. Назарбаевым, зашла речь о казахстанском бизнесе, тогда я предложил вновь провести встречу с представителями отечественных деловых кругов. СМИ то и дело, постоянно транслировали форумы, где президент принимает зарубежных бизнесменов. Я сказал — “Нурсултан Абишевич, на носу празднование 10-летия независимости, а у людей, наверное, возникает вопрос, где же наши предприниматели, внесшие немалый вклад в становление новой экономики, почему их не видно?”. Президент эту идею поддержал, и в июле того года эта встреча, наконец-таки состоялась. По ее окончании решено было создать консультативный орган наподобие совета иностранных инвесторов. Время шло, а идея таковой и оставалось. Потом произошли известные события ноября 2001 года, создание ДВК, и решение создать совет отечественных предпринимателей по-тихому похоронили.

Теперь настало иное время и, наконец, мы услышали слова о поддержке казахстанского бизнеса. Что ж лучше поздно, чем никогда.

Несколько слов о составе приглашенных

— Компания собралась довольно разношерстная. Например, меня немного позабавило присутствие на этой встречи таких фигур, как Ким и Машкевич, которые все свои вопросы более успешно решают кулуарным путем, а на встречах подобного формата в основном декларируют уже согласованное.

Некоторые из присутствовавших, люди, с которыми я начинал бизнес, они высококомпетентные менеджеры, создавшие процветающие предприятия практически с нуля. Но посмотрите, нет новых лиц. За столом все те же, кто прошел школу эпохи первоначального накопления капитала.

Ответ прост — это последствия неравных возможностей в казахстанском бизнесе, человеку без связей создают массу препонов, не дают возможности встать на ноги, развивать, расширять производство.

На ваш взгляд, что же все-таки подвигло президента на встречу с отечественными бизнесменами?

— У нашего руководства стоит насущная проблема — как диверсифицировать экономику Казахстана, соскочить с сырьевой иглы, создать современные отрасли индустрии и разместить высокотехнологичные предприятия. И в этой связи определенные обязательства возлагаются на казахстанских бизнесменов. Но у меня возникают опасения, что поддержка властями отечественных предпринимателей может трансформироваться в протекцию лишь избранных крупных корпораций, за счет усиления роли государства в экономике. А это значит идти курсом к южнокорейской “чеболизации”, которая не исключает кризисов и картельных сговоров. Те, кто сейчас контролируют реальные рычаги власти, не имеют свежих идей. Они постоянно задаются вопросами – “что делать?”, “куда двигаться?”. Успешно проведенные реформы, это дело рук тех людей, которые в большинстве своем находятся ныне в рядах оппозиции. Задача войти в число 50 развитых, конкурентоспособных стран мира – благая идея. Но за счет чего мы сможем занять достойное место среди этих государств? Нефть имеет свойство когда-нибудь заканчиваться.

А значит, необходима свобода для развития бизнеса, надо дать возможность отечественным предпринимателям участвовать в крупных общегосударственных проектах, решить проблему с налогообложением.

На встрече президент поднял вопрос о возможном запрете на строительство новых зданий в Алматы. На ваш взгляд, правильным ли будет это решение?

— Оно, я думаю, скоропалительное. Понятно, что это было вызвано порочными и коррупционными действиями городской администрации. Но как запретить строительство в городе, тем более в таком развивающемся мегаполисе, как Алматы? В южной столице огромное количество ветхого жилья, в том числе и в самом центре. У нас много домов, у которых вышел срок эксплуатации, и на их месте необходимо возводить новые. Ведь речь должна идти о другом: нужен реальный генеральный план застройки города, учитывающий экологические условия, продажа земельных участков на открытых аукционах, выплата равноценной компенсации жильцам старых домов, и, прежде всего, борьба с коррупцией, которая благодаря строительному буму процветает в акиматах.

Банальные дворцовые интриги, вот причина из-за которой муссируется этот вопрос. На мой взгляд, это очередной шаг в попытке сместить Тасмагамбетова с занимаемого им поста.

Ваше мнение, по поводу выказывания президента на этой встрече о том, что благодаря проведенным в стране реформам, его постоянной и личной поддержке в стране активно развивается новая экономическая среда

— У руководства Казахстана возникло ложное ощущение, что в экономике все благополучно, но выйдите за 15километров от Астаны или Алматы и вы увидите реальную жизнь. Адам Смит говорил, и президент любит его цитировать – “невидимая рука рынка”, я хочу перефразировать – “невидимая рука чиновника”. Тотальная коррупция, вот что правит балом.

И тут на первый план выходит проблема политического устройства в нашей стране. Примеры многих государств показывают, что жесткая монополизация всей власти в одних руках в будущем приводит к глубоким кризисам в экономики и в обществе. Через это проходили многие, но зачем же нам наступать на те же грабли?

Это, кстати, понимает и большинство отечественных бизнесменов. В Казахстане они достигли определенных пределов, которые власти для них очертили. Дальше запрещено, там интересы других. Наверху не хотят чрезмерного усиления наших банков, пытаются ввести ограничения на внешние заимствования. И что им остается делать? Только выходить на рынки других стран, в основном в ближнее зарубежье, инвестировать в чужую экономику, а в итоге Казахстан теряет миллиарды долларов.

Конкурентная среда через политические реформы, вот наше будущее.

“Тасжарган”, 26 апреля 2007 года.