Я ни о ком не буду говорить плохо,
но расскажу все самое лучшее, что знаю о каждом.
Бенджамин Франклин.
Появление на общественно-политической сцене новой партии, инициированной известным казахским поэтом Мухтаром Шахановым, не могло не вызвать мой интерес.
Сейчас, когда общество как никогда озабочено судьбой своего зятя, забыв при этом, что, возможно, это очередной маневр для того, чтобы протолкнуть новый вариант основного закона, те инициативы или, вернее сказать, шаги, что делает известный поэт, не могут не вызывать у меня личного восхищения.
Прочитав программу партии и письмо президенту, я узнал почерк того интеллигента-поэта, искренне болеющего, как и всегда, за свою страну, за свой язык. Обидно, что здравые инициативы М.Шаханова многими воспринимаются как попытка создания партии националистического толка. Странно, когда настоящий казахский поэт, имеющий всесоюзную славу, поднимает проблемы своего языка, а это воспринимается как посягательство на интересы языка русского. Я никогда не поддерживал и не буду поддерживать любое движение, продиктованное национализмом и способное разжечь межнациональную рознь в нашей стране. Доказательством тому мои статьи о событиях в Маловодном, в которых я всячески старался перевести весь накал страстей с чеченского народа на коррумпированную власть и систему, породившую этот конфликт. Сам, являясь по большому счету пользователем русского языка и поклонником русской литературы, имея к тому же ближневосточные корни, не могу не признать правоту идеи М.Шаханова о том, что нация и страна, не знающая своего языка и забывающая историю, вырождается. И ведь как прав поэт, говоря о том, что ценности духовные, подменяющиеся ценностями материальными, убивают самое главное – они убивают душу!
Гераклит, говоря о том, что многие врачи, леча тело, ошибаются, ибо корень многих зол и бед лежит в душе, и поэтому нужно лечить, в первую очередь, душу. По сути, в идеологии М.Шаханова скрывается самая настоящая оппозиция. Он в лучших традициях восточной философии, важнейшими составляющими которой являются созерцание и смирение, смирился с тем, что глава будет править еще долго, но при этом копнул еще глубже, обнаружив, что корень бед заложен в человеческом самосознании.
М.Шаханов пишет: “Посмотрите, кто у власти сейчас, кто вокруг президента – люди, не знающие своего языка, не ценящие своей культуры, которые уже по определению не могут быть патриотами, а, значит, их главная цель — нажива, корысть и быстрое обогащение. Из-за того, что многие интеллектуалы из настоящей казахской элиты не имеют возможности идти вверх из-за скрытого доминирования этих псевдоказахов, пренебрегающих языком, наша страна беспощадно разворовывается”.
Писатель, беря за основу идеализм в подходе, старается выкорчевать настоящее зло. Все, что мы имеем, все эти разговоры о демократии — это полумеры. Без национального самосознания мы так и будем топтаться на месте. Дело ведь не только в языке, дело в целом комплексе мер к решению проблемы.
Шаханов тонко чувствует казахскую натуру, ее извечную уступчивость и толерантность, воспитанную долгими годами гнета тоталитарной системы и царским колониализмом. Это давление и постоянное угнетение убили в казахах чувство собственного достоинства, которого теперь так не хватает для поднятия морального духа страны и прогресса государства. Многим мои слова покажутся пустыми, но, имея большой зарубежный опыт, я видел, как порой насильственно насаждалась идеология национального самосознания для общего прогресса страны.
Люди ошибочно думают, что экономика является стимулом к развитию. Нет, это всего лишь инструмент. Только внутреннее осознание “знаю, что я тоже не хуже”, вершит экономическое чудо. Это понимали идеологи и строители государств. Пример, конечно, что называется не к месту, но тот же Гитлер, отлично сознавая, на что нужно давить, тем самым смог мобилизовать общество.
Помню, как много лет назад в Турции я был частым свидетелем того, как местные казахи, видя нас впервые, с гордостью показывали туркам. Те в свою очередь всегда лестно отзывались о местных казахах, отмечая, что они — хранители своего языка и всегда держатся сплоченно. В те годы уровень знания языка в стране был в настолько плачевном состоянии, что я, буквально не зная, где найти себе место, постоянно оправдываясь, объяснялся на английском языке. Но казахи Турции и Франции всегда ко мне относились с пониманием, считая это не моей ошибкой, а ошибкой советской власти.
Но это не было ошибкой советской власти. Это было нашей, казахов, ошибкой. Помню, как в середине 80-х, мой товарищ, сын из знатной и интеллигентной семьи, крайне стеснялся своей любви к родному языку, и общался со мной на казахском только тайком. При этом если кто-то из семьи слышал его, то сразу же делалось замечание с просьбой не использовать этот язык Кто бы мог подумать, что всего лишь четверть века тому назад, мы стеснялись говорить на своем языке?!!
Именно то, что мы казахи на своей земле стесняемся своего языка, и породило в нас комплекс неполноценности. Взгляните на американцев, они и рядом не стоят на фоне нашей политкорректности! Кто мне скажет: есть ли хоть одна нация в мире, столь умело изъясняющаяся на неродном для себя языке? Я имею в виду суверенные государства. Кто-то скажет: все страны СНГ. Ничего подобного, ни в Грузии, ни на Украине, ни в Узбекистане не знают так хорошо русский, как знают его казахи.
А без уважения к самому себе, без национального самосознания невозможно заработать уважения других. Конечно, сейчас все народы, населяющие нашу страну, благодарят президента за то, что он дал им возможность так замечательно чувствовать себя на земле казахов. Чего стоит даже неслыханная и несправедливо выделенная квота в виде 9 мандатов для и так, казалось бы, ни в чем не притесненных народов в этой стране!
Я рад, что время таких деятелей как М.Шаханов пришло. Сейчас многие говорят о нем, мол, лучше бы писал стихи, не понимая, что писательство — это не сочинительство и не средство заработка – это поступок. Для Шаханова-поэта будь-то книга, будь-то данная инициатива, я думаю, являются не каким-то умыслом или забавой. В его то годы, с его славой и при его относительной небедности?
Сейчас его пытаются очернить, дискредитировать. Пишут, мол, он хочет заработать себе голоса, хочет, чтобы его книги продавались и т.д. и т.п. Мне смешно, ибо все эти провокации — либо дело рук злодеев, либо это отражение низкого уровня культуры и самосознания у людей. Не думаю, что так бы сказал интеллигент – не важно, русский, кореец или еврей, зная, что настоящий писатель, поэт, властитель дум, инженер человеческих душ, всегда смотрит в корень. Он не видит мелочей, перед ним всегда истина, и именно он, зная основы бед, если он настоящий писатель, старается что-то изменить.
Вспомните Достоевского, он никогда не был открытым врагом царя, напротив, царь его даже любил. В своих произведениях писатель описывал не только современную жизнь, но и, по сути, реформировал все российское общество. Равно как и остальные деятели литературы того времени. Именно заслугами этих людей менялись привычные устои, рушилась абсолютная монархия, падали крепостные стены. Даже тот же Достоевский никогда не скрывал, что писательство, в его конкретном случае, это заработок на жизнь. Он писал, то, что считал нужным и полезным для общества и при этом мог зарабатывать. Но разве кто-нибудь из обвинителей Шаханова в том, что его книги плохо продаются, вспомнит Достоевского?
А обвинения в адрес Шаханова, что он, якобы, привлекает для финансирования предвыборной кампании элиту, вроде господина Тасмагамбетова? Хочу спросить: ну и что? Что в этом плохого? Как ему вообще развивать свои идеи? Мне смешны те, кто думает, что искренность ограничивается бедностью и отсутствием ресурсов. Как будто за те же рекламные плакаты Шаханов должен платить своей кровью? Даже если эту партию будет финансировать сам Госдеп или господин Машкевич, в этом, по сути, нет ничего плохого. Не важно происхождение средств — важен результат, важны шаги, сделанные навстречу обществу.
Немного отклоняясь от темы, хотел бы вспомнить один показательный случай. В разговоре с другом я однажды уточнил нацию человека, о котором мы беседовали — кореец. Помню меня удивила реакция моего друга, тогда он сказал: “Ты что — националист? Почему так говоришь?”. И тогда я понял, что наша политкорректность, космополитичность настолько впиталась в кровь, что мы напрочь потеряли осознание того, что мы — казахи.
Это же надо! Быть казахом в своей стране и извиняться за то, что случайно назвал кого-то его же нацией. Эх, если бы все наши псевдо-шала-казахи видели, с какой гордостью шотландцы называют себя шотландцами и не признают доминион Англии, или как ведут себя турки в Западной Европе, то они бы поняли, о чем я говорю. Во всех цивилизованных странах мира национальная идея, национальное самосознание впитываются с грудным молоком, при этом нации, гордясь тем, что живут в своей стране, могут смело оставаться толерантными и терпимыми к другим народам.
Я бы мог написать еще многое, мои мысли бегут впереди стука по клавиатуре, но не хочу чтобы читатель заскучал. Хочу, чтобы все поняли: то, что затронул Шаханов – это не национализм, это попытка вылечить, оздоровить казахскую нацию.
Русским и иным нациям нечего бояться. Наоборот, с искоренением манкуртизма и привитием духовности, возможно, мы навсегда выдворим мамбетизм в сознании тех, кто задает сегодня тон в нашем государстве. Многие из тех продажных коррупционеров, что сидят во власти и пользуются неограниченным правом, наносят урон всей стране и каждой нации.
Я писал об этом уже много раз и повторюсь еще раз. Казахи были и всегда будут самой толерантной, терпимой и дружелюбной по отношению к остальным народам нацией. Это у казахов в крови и здесь не только заслуга одного президента. Вспомните, когда советская власть превратила нашу территорию в зону экспериментов, в некое подобие мировой свалки, ни одна казахская семья не отказала в тепле, наоборот, мы приютили всех: греков, чеченцев, евреев или уйгур. До сих пор многие старожилы в Чечне и в других частях бывшего союза с огромной благодарностью вспоминают казахов и их героизм, проявленный в годы войны на фронте и в тылу.
Просто не надо теперь искать зло в попытке начать учить свой родной язык. Пусть, наконец, казахи учат язык, пусть городские жители хоть немного заговорят, начнут читать. От этого интерес и любовь к русскому не убавится. Говорю это как человек, до мозга костей пропитанный русским языком, литературой и культурой, но втайне мечтающий также знать свой родной язык.
Вместо эпилога
Спасибо Вам, Мухтар-ага!
Несмотря ни на что: на критику, многие годы Вас упорно преследовавшую, обрушившиеся сейчас обвинения в национализме, для многих казахов, русских и представителей других наций Вы останетесь частью истории современного Казахстана. Вы задолго до независимости вместе с О.Сулейменовым подняли проблему Арала. Вы твердо стояли вместе с другими интеллигентами во времена событий 86 года, когда тоталитарный режим пытался обвинить казахов в национализме и шовинизме. В самый трудный период времени Вы всегда были вместе с народом, как и подобает поэту. Моя близкая подруга, тоже, кстати, поэт, всегда восхищалась Вашим творчеством, которое я, увы, не всегда понимал. Виднейшие литераторы Е.Евтушенко и Ч.Айтматов преклоняются перед Вашим творчеством. Вы — народный писатель Республики Кыргызстан, и там Вас считают своим, как Ч.Айтматова своим — в Казахстане. Вас уважает президент, втайне осознающий, какая за Вами мощная сила в виде любви народа.