С наступлением лета перед многими жителями нашей страны во всей своей остроте в очередной раз предстал транспортный вопрос. Прежде всего, речь идет о поездках по железной дороге. Уже с середины мая обнаруживаются трудности с приобретением билетов. И так каждый год.
Касс сейчас вроде бы много. И поездов, следующих по маршрутам в разные концы республики, теперь куда больше, чем, скажем, в советское время. Но от той эпохи осталась вся та же проблема нехватки билетов на проезд по железной дороге в самый жаркий сезон.
Правда, есть одно заметное отличие.
В советское время билеты на поезда продавались без предъявления документов, удостоверяющих личность гражданина, отправляющегося в путь. Тем более не заносились в билеты их документальные данные. То есть тогда железнодорожный пассажир был анонимным пассажиром. Он мог передать или перепродать свой билет кому угодно. И это не воспрещалось. Лишь бы не обнаружился момент, так сказать, спекуляции. Тем не менее, тогда перепродажей билетов на поезда никто практически не занимался. Во всяком случае, автору этих строк с такими перекупщиками не доводилось сталкиваться.
А сейчас человек, желающий купить билет на поезд, обязан предъявить удостоверение личности. Его данные заносятся в приобретаемый им проездной документ. Он – не аноним. Он – конкретный человек. О той личности, которая купила тот или иной билет, при появлении необходимости, можно узнать практически все. То есть сейчас спекулировать железнодорожными билетами крайне, казалось бы, сложно. Но перекупщиков-спекулянтов, торгующих ими на вокзалах и перронах, полным-полно. Зато в кассе летом на ближайшие числа практически невозможно купить билет.
Так что если вы планируете поездку куда-нибудь на железнодорожном транспорте, лучше позаботиться о проездных документах за месяц или дней за 20 до того, как надо будет отправиться в путь. В противном случае вам придется надеяться лишь на авось, то есть, скажем, на то, что кто-то сдаст билет на нужный вам поезд в кассу прямо перед вами. Но шанс на такое везение бывает очень мал. Так что если вам довольно быстро нужно поехать куда-нибудь на поезде, а билет не куплен, остается приобрести его с переплатой у перекупщиков или договариваться с проводником за наличный расчет. Мало бывает приятного и в том, и в другом случае. Но иного выхода нет. А главное, потенциальный железнодорожный пассажир оказывается совершенно беззащитным перед сложившейся системой вышеописанного порядка.
Скажем, вам повезло приобрести заблаговременно билет на нужный поезд. Но это вовсе не значит, что ваши проблемы на том закончились, и вы можете спокойно ехать, любуясь видами из окна вагона. В действительности, проблемы, связанные с непосредственно поездкой, только начинаются. Ведь пока нет билета такие трудности представляются абстракцией. А как только вы вошли в вагон, они вам, считайте, гарантированы. В конкретном случае их может быть больше или меньше обычного. Или столько же, сколько бывает обычно. Но то, что вы с ними (с проблемами, ни в каких инструкциях для пассажиров не предусмотренными) столкнетесь, почти гарантировано. А если еще вам ехать долго, скажем, больше суток, поездка ваша столь же гарантированным образом превратится в весьма и весьма непростое испытание силы духа и нервов.
Я сам часто езжу на поездах. Основной мой маршрут – из южной столицы в Западный Казахстан, откуда я родом, и обратно. По этому пути я катаюсь регулярно (по несколько раз в год) туда и обратно вот уже более четверти века. Такие поездки всегда были достаточно утомительны уже хотя бы потому, что дорога даже в один конец занимает порядка двух суток. Но еще трудней чем прежде стало переносить их в последние годы.
Причина тому — нарастающий из года в год беспорядок. Или, иными словами, все меньшее и меньшее соответствие состояния дел в работе поездных бригад требованиям правил провоза.
И вот что примечательно. За последние 6-7 лет во многих отраслях, так или иначе занимающихся оказанием услуг населению, ситуация по сравнению с тем, что было в 90-х годах прошлого века, качественно улучшилась. Кое-где уже можно говорить о приближении к западным стандартам или даже о сопоставимости с ними. А в системе нашего пассажирского авиатранспорта качество обслуживания, пожалуй, даже, насколько я могу судить по своему краткосрочному американскому опыту, выше, чем на внутренних авиалиниях США. Причем процесс приобретения билета на самолет сейчас значительно упрощен. Достаточно поднять трубку телефона и забронировать его. Выкупить можно ближе к сроку поездки. В любом случае вопрос отправления в путь на самолете можно решить, не выходя из дома или офиса. Причем на этот момент еще не обязательно наличие необходимой суммы денег у вас в кармане. Главное – это то, что вы в принципе можете себе позволить поездку на самолете. Правда, и стоимость полета на самолете гораздо выше цены на железнодорожный билет на такое же расстояние.
Так что в настоящее время для абсолютного большинства отправляющихся в путь на дальние расстояния жителей Казахстана, занимающего девятое место в мире по территории и растянутого на три часовых пояса (в США имеются пять таких поясов), никакого реального выбора, кроме железнодорожного транспорта, не остается.
Это обстоятельство не только делает железную дорогу монополистом в отрасли пассажирских перевозок, но и, видимо, еще обуславливает продолжение ухудшения качества обслуживания даже тогда, когда в большинстве иных секторов сферы оказания услуг населению его улучшение становится все более и более заметным. Условия для поездки у железнодорожных пассажиров (во всяком случае, у тех из них, кто отправился в западном направлении) выглядят заметно проигрышно не только на общем сегодняшнем фоне, но и даже при сравнении с условиями мрачных времен начала и середины 1990-х г.г.
Причем негативных перемен с каждой новой поездкой обнаруживается все больше и больше. Не стал в этом смысле исключением и мой последний опыт. Но обо всем по порядку.
Обратившись в билетную кассу за полмесяца, я узнал, что уехать на нижнем месте в купейном вагоне скорого поезда, который курсирует между “южной столицей” и нужным мне областным центром в западном регионе, мне не удастся. Тут же появились рядом услужливые перекупщики и стали предлагать купить нужный мне проездной документ у них. Я отказался и снова обратился в кассу с тем, чтобы узнать, какие еще есть возможности. Мне предложили билет на 7-ой поезд сообщением Алматы-Москва. Я согласился, хотя он стоит дороже.
При этом подумал, что условия на московском поезде, наверное, лучше уже хотя бы потому, что он международный. И еще казалось, что он еще должен ездить быстрей. И то, и другое оказалось иллюзией. Но это было потом.
Итак, в указанное время с билетом в кармане я появился на привокзальной площади Алматы II. Не успел я еще выйти из такси, ко мне уже подбежал мужчина в форме железнодорожника и предложил помочь с местом на отправляющийся поезд. Пока я следовал через здание вокзала, а потом далее по перрону ко мне подходили несколько раз с предложением той же самой услуги. Причем обращавшиеся лица предлагали варианты поездки как с билетом, так и без билета. Безбилетная поездка, разумеется, стоила дешевле. А билет же, как они говорили, можно было приобрести с удостоверением потенциального пассажира и на его же имя. Но с их помощью, которая, конечно же, предполагала немалое вознаграждение.
Другими словами, и свободные билеты, и незанятые места перед самой отправкой поезда, как можно догадаться, еще были. Но попробуй их получить просто так. Проще для человека, не обзаведшегося заблаговременно проездными документами, договориться без лишней мороки с каким-нибудь проводником, вверяя себя ему до конца поездки, и отправиться в путь без билета. Хоть до границ с Россией. А вот до какой-либо станции уже на территории соседнего государства вас, скорей всего, не возьмут. Сами же проводники объясняют это тем, что по России возить безбилетных пассажиров очень сложно. Проверок много. Да еще проверяющие ревизоры, мол, лютые.
По пути следования к станции назначения я очень скоро убедился, что московский поезд, несмотря на свой международный статус и более высокую стоимость билетов, если и отличается в плане соблюдения правил провоза от того же актюбинского поезда, то отнюдь не в лучшую сторону. Столько безбилетных, сколько их было в эту поездку, я никогда прежде не видел. Причем, если раньше они попадались главным образом на участках между станциями Туркестан в Шымкентской области и Казалинск в Кызылординской области, то в эту поездку я их не увидел в коридоре своего купейного вагона лишь утром перед приездом в Алматы, когда возвращался на другом поезде.
А так они все время толпами стояли на проходе по пути как туда, так и обратно. Жара, теснота и духота. Вопрос тут не в том, что я пытаюсь становиться в позу проверяющего, тщательно регистрирующего факты нарушения.
Без конца сменяющийся контингент безбилетных пассажиров создает огромные неудобства для тех, кто едет с билетом и далеко. Во-первых, они загораживают проход, и зачастую не пройти ни в туалет, ни к титану за кипятком. Во-вторых, в тот самый туалет просто так не попадешь, поскольку реальное количество пассажиров гораздо больше расчетного. В-третьих… В-четвертых… Можно перечислять долго. А самое главное, люди потому-то и берут билеты в купейные вагоны, что хотят спокойно и комфортно доехать до места назначения. А все увеличивающийся на поездных маршрутах безбилетный контингент фактически камня на камне не оставляет от этих пресловутых уже удобств.
И главное, никакого практически контроля. Ни по пути туда, ни по пути обратно я так и не увидел бригад ревизоров. Хотя бы ради проформы проходили бы по вагонам. Но нет. Такое впечатление, что ревизия как таковая отменена. И поездным бригадам разрешено все, на чем они могли бы делать “левые” деньги.
В общем, такая поездка приятного впечатления не оставляет. Особенно сейчас, когда стоит лето.