Об особенностях государственной системы контроля и надзора

В психиатрической больнице идет консилиум. Главный врач и еще два врача сидят в президиуме, а в зале больные.

Спрашивают у первого больного: Сколько будет трижды три? Ответ – 15.

Главный врач: Садитесь, будем дальше лечить.

Спрашивают у второго больного: Сколько будет трижды три? Ответ – Камаз.

Главный врач: Садитесь, будем дальше лечить.

Спрашивают у третьего больного: Сколько будет трижды три? Ответ – 9.

Главный врач: Правильно, будем выписывать.

Тут второй врач спрашивает (на всякий случай): Как догадались?

Третий больной отвечает: Очень просто. 15 минус Камаз всегда будет девять!

К чему вышесказанное. Есть у нас монополист – Казахстан Темир Жолы.

В свое время руководителем КТЖ был А.Мырзахметов, который более трех лет руководил названным предприятием, а затем некоторое время был министром транспорта. Потом произошли определенные политические события, и на А.Мырзахметова было возбуждено уголовное дело, и он был осужден (без лишения свободы). Потом КТЖ возглавил Е.Атамкулов, который возглавлял названное предприятие не один год.

Снова произошли определенные политические события, и теперь на руководящих работников КТЖ возбудили более двух десятков уголовных дел, и не исключено, что и на Е.Атамкулова тоже возбудят уголовное дело. Дело не в том, был виноват в свое время А.Мырзахметов или нет, виноват ныне Е.Атамкулов или нет.

Дело в следующем. Почему, когда КТЖ возглавляли А.Мырзахметов и Е.Атамкулов, НИКТО в течение трех и более лет не проверял деятельность предприятия? Куда в течение многих лет смотрели: комитет финансового контроля Министерства финансов, Генеральная Прокуратура, прокуратура на транспорте, органы финансовой полиции и другие контролирующие органы?

“Пример” с А.Мырзахметовым (когда проверяющие якобы “выявили” многочисленные и серьезные нарушения закона, миллиардные “хищения”) должен был дать урок “проверяющим” органам. Но “проверяющие” органы почему-то забыли о КТЖ – забыли, и все, как будто там наведен порядок, и полностью все соответствует закону. И снова многие годы не “проверяют” КТЖ, а потом, оказывается, что там снова якобы многочисленные и серьезные нарушения закона, миллиардные хищения!!!

Странная у нас система государственного контроля и надзора.

Годами не проверяют, а потом, выявляют многочисленные нарушения закона и огромные хищения.

В свое время Премьер-Министр Балгимбаев Н.У. как-то упрекнул МВД, что система МВД работает только в периоды, когда МВД проводит “месячники”. Ныне МВД “месячники” проводит не так уж часто. Наверно, тоже перешли на другой подход – проверять (точнее, работать) каждые несколько лет один раз. Возникает логичный вопрос – зачем же содержать органы транспортной прокуратуры (и не только их), если они позволили руководителям КТЖ нарушать законы в течение многих лет?

Их содержание обеспечивается за счет бюджета. Не исключено – может быть, им было мало того, что идет из государственного бюджета, и они в течение многих лет давали руководителям КТЖ “возможность” нарушать закон и наносить огромный денежный ущерб, и из которого может быть платили им больше?

Нынешний руководитель КТЖ Ж. Кулекеев пока руководит. Почему, Ж.Кулекеев (все-таки, он был министром, занимал очень серьезные и ответственные посты в органах государственной власти и управления) не сообщит народу следующее:

  • Что им предпринято в целях установления законности в КТЖ после случившегося?
  • Какие меры им принимаются лично?
  • Намерен ли он изменить систему управления в КТЖ с введением современной системы внутреннего контроля?
  • В какие нормативные документы предполагается внести изменения, чтобы в третий раз не повторить то, что уже случалось два раза?
  • Какие предложения от органов прокуратуры и других проверяющих органов по недопущению впредь того, что уже дважды случилось?

Но, все молчат. Ни у кого НИКАКИХ предложений.

Может сохранение “запутанной системы управления” в КТЖ “понадобится” в третий раз?

Все остается на своих местах.

У каждого своя арифметика, как в больнице, о которой указано в начале.