Внеочередная и достаточно бесцветная выборная кампания завершилась хоть и небольшим, но неожиданным “пируэтом” власти. Вопреки всем прогнозам и ожиданиям, кроме “света отчизны” в отечественный парламент не попала ни одна другая партия.
Политическая “кукла” для оппозиции
Понятно – никто и не сомневался в “оглушительной” победе партии власти, слишком уж велик административный ресурс, да и голосовали не за “Нур Отан”, а больше за Назарбаева. А у него, как ни крути, кредит доверия неизмеримо выше, чем у любого иного политика местного розлива. И этот факт не требует на сегодня доказательств. Тем не менее, претенденты, похоже, были в полной уверенности, что им позволят получить (или выделят) какое-то количество желанных синекур. Подобное же впечатление создалось и в обществе, мол, обо всем договорились. Так ли это или нет? Нам не известно, но и полагать, что кто-то из претендентов мог бы с помощью собственного ресурса в условиях короткой и вялой предвыборной кампании добиться приличных результатов, даже не смешно, просто маниловщина. Разумеется, проигравшие политики, выражая возмущение и негодование результатами, поступают в полном соответствии со своей ролевой функцией. Хотя в отечественных декорациях иные из политиков зачастую напоминают субъекта, сидящего за порогом и покорно ждущего, когда ему бросят обглоданную кость, а потом там же за порогом выражающего бурное возмущение, что на кости мало мяса. В этот раз оказалось, что не только дефицит мяса, но и самой кости в свертке нет – кукла называется.
Жаль, конечно, что уже во втором составе Мажилиса не будет никакого инакомыслия, но никакой драмы или трагедии мы здесь не видим, поскольку все произошло по законам жанра. “Верхи” пока еще хотят и могут, а “низы”, может, и хотят, да не могут, терпят и готовы терпеть дальше. Политика, как известно, это искусство возможного и как раз этого, как правило, наши политики не очень то понимают. В сущности, все очень просто: если ты хочешь и можешь, то делай, докажи хоть всему миру, хоть в своем околотке, то, что ты хочешь и тогда тебе полный “решпект” хотя бы за стойкость. Если хочешь, но не можешь, то перестань сотрясать воздух, отойди в сторонку и жди, что перепадет, если очередь дойдет. У нас так повелось, что скажешь полслова в адрес демократов, то немедленно попадаешь в категорию ретроградов и душителей свободы. Однако же соль в том, что, по нашему полному убеждению, демократия как таковая и люди, считающие себя демократами в нашей стране, еще не встретились друг с другом и когда эта встреча произойдет – Бог весть знает! Ожидать немедленных чудес демократизации в нашем традиционном обществе – это заниматься самообманом, или, что вернее, дурить публику. Опыт соседей показывает, что подобные метаморфозы не проходят и силовым путем. В нашу задачу не входит учить или поучать кого-либо по поводу демократии и демократизации, но все-таки хочется напомнить – желаешь посидеть на троне, полюби и саночки возить. Пока же в нашей стране полно “демократов”. Демократы все. Вплоть до последнего чиновника все ее поборники, только вот с самой демократией напряженка. В этом контексте, однако, хорошо уже то, что приверженность демократическим ценностям декларируют все и повсеместно. Глядишь, не пройдет и “надцати” лет и мы станем вполне демократическим обществом с любой точки зрения, если к тому времени вопрос еще будет актуален.
Дракон умер, да здравствует дракон!
Продолжая тему выборов, можно сказать, что не стоит после каждых выборов делать круглые глаза и рвать волосы на известных частях тела. Мы имеем то, что имеем. Выборы априори не могут быть лучше того общества, в котором проводятся. Мы не можем, как мечтает один из местных философов-политологов клюквенного развеса, заселить Казахстан японцами и немцами и построить идиллическую демократию. А буде так, то это уже есть и называется Германия и Япония. И создать на месте нашей страны некую “Казапонию” или иную химеру, химера и есть. А посему на сегодня кто бы ни пришел, все будет по Шварцу (то есть, “дракон умер, да здравствует дракон!”).
Нам думается, что нарушения какие-то, несомненно, были. Ну как же мы без них. Но акцент должен все-таки стоять на другом вопросе. Почему (!) власть не пропустила в парламент ни одну партию, кроме света отчизны? Мы с советских времен и по сию пору представляем, как попадали и попадают некоторые депутаты в заветные кресла. Вот почему столь странно выглядит пролет оппозиционных претендентов мимо Мажилиса. Захоти власть провести “имярек” в депутаты, понятно, нет проблем. Ведь в Казахстане всегда работала система баланса интересов и ни для кого это не является секретом. В конце концов, избрание депутатов от ассамблеи из того же ряда. Ведь добавься к тому же Байменову еще парочка “оппозиционеров”, то можно не сомневаться, что ровным счетом ничего не произошло бы. Никаких основ они бы не потрясли. А при этом имидж в Европе, межэлитное согласие и еще много чего. И наоборот – недоумение средней тяжести на всех фронтах, легкая политическая напряженка и т.д. Ради чего политстратеги из администрации выбрали то, что выбрали? Вряд ли кто-либо устрашился наших “якобинцев”. Наоборот, бесцеремонность, с какой все было проделано, говорит об обратном. Разумеется, придет время и тайное станет явным и будет понятно, стоила ли игра свеч. А пока выиграли, безусловно, опять же “демократы”, но из партии власти. “Истинные” же демократы, в ряды которых “влился” неофит демократии Рахат Алиев, на сегодня остались при своих интересах.
“Enfant terrible” нашего околотка
Кстати, о Рахате Алиеве. В ряду политических событий года он затмил и конституционную реформу и досрочные, но задолго предсказанные и “запланированные” выборы. На Западе существует номинация самая влиятельная персона года, которая определяется количеством упоминаний персоны в прессе. Несомненно, по этому критерию, Рахат — персона номер один вне всякой конкуренции в наших палестинах. Несмотря на сенсационность события и его раскрученность в прессе и официозом, ситуация была достаточно банально предсказуема. Вряд ли кто-либо кроме пресс-секретаря МВД рассчитывал встретиться с господином Алиевым на родине предков в ближнесрочной перспективе. Решение австрийского правосудия сенсацией стало, похоже, только в Казахстане. На сегодня “enfant terrible” нашей республики общими усилиями приобрел монстрообразный облик. Нечто среднее между Чикатило и “кошмаром улицы Вязов”. И чем больше этого монстра надувают, тем меньше шансов, что европейцы повяжут новоявленного борца за демократию и справедливость. Ибо Фредди Крюгер ужасен, но только нездоровый человек поверит в его реальность. Это просто кино и ничего более. Не касаясь предполагаемой криминальной составляющей, мы находим случай с Алиевым весьма типическим для Казахстана. Не то, чтобы у нас регулярно разводят “знатных зятьков” и подвергают их обструкции. Дело в другом. При всей одиозности личности венского изгнанника (реальной или раздуто приписываемой) на самом деле, исключая какие-то личностные особенности, персона Рахата Алиева есть вполне ординарно характерная для всего нашего общества. Точно так же, как, например, стервозно-умная девушка Ксюша Собчак не просто эпатажна сама по себе, но, по сути, этакий типаж-лидер российской светской тусовки. Вот и в случае с Рахатом мы имеем вовсе не Франкенштейна, а всего лишь “одного из”. По сути, весь слой бывшей золотой молодежи, ставшей успешной в новейшие времена, жил прежде и живет сейчас по сходным законам. И никто из них “не лучше”. И какие скелеты в шкафу хранятся у каждого из них, так и останется неизвестным, пока не грянет очередной скандал. Можно было бы сказать словами Пушкина: “Его пример другим наука”. Но это вряд ли. Все понимают, что Рахат потерял осторожность и перешел черту. Не туда “всунулся” или не там “высунулся”. И в сущности, детали не столь важны. По обывательски конечно интересно и любопытно, что и как там, но этот интерес удовлетворяется желтой прессой и “страшилками” официоза. В будущем, скорее всего, Рахат пойдет по пути Кажегельдина. Т.е. вполне комфортная жизнь в статусе “гражданина мира”. Хотя вполне возможно, договорятся за кулисами. Заметим также, что при всей неожиданности алиевского случая, он, это случай, означает конец определенной политической эры. Слегка постаревшая молодая элита страны меняет имидж, отходит от времен разгульных во всех отношениях 90-х годов. То есть, происходит процесс, характерный для всех стран неофитов: элита пытается приобрести буржуазный лоск.
Смена вех?!
Еще одним симптоматичным итогом выборов является показательно-показное избрание 9 членов Ассамблеи в Мажилис. Несмотря на обвинения со стороны оппозиции в декоративности действа, по сути, это совсем не так. Скорее всего, носит концептуальный характер. Что подтверждается предшествующим переименованием Ассамблеи теперь народа Казахстана и последним выступлением Президента на заседании Ассамблеи. Понятно, что всю эту девятку вполне просто было бы провести по партийному списку, хоть по алфавиту, хоть по росту. Соль демонстративного избрания в своеобразной смене вех. У властной элиты пришло, надо полагать, четкое осознание тупиковости для страны (а больше для своих интересов) прямого этнократического пути развития. Замечательно, что Президент продекларировал с высокой трибуны приоритет гражданственности над этничностью, как основополагающий принцип внутренней политики. Совершенно ясно, что теперь ни один чиновник, аким или другой бастык не осмелится публично идти поперек линии Президента. Эта позиция, наконец, дает возможность для формирования в стране единой политической нации со всеми вытекающими политическими и экономическими последствиями. Этот стратегический ход Назарбаева трудно переоценить, вне зависимости от дальнейшего хода развития событий. Зная наши реалии можно представить, как непросто было озвучить эту простую, но великую формулу национального общежития. Мы находим, что эта короткая речь Назарбаева по своей значимости для судеб Казахстана вполне может оказаться столь же судьбоносной, как некогда Фултонская речь Черчилля для судеб мира, только в позитиве.
Мы не относимся к категории людей, любящих славословия в адрес сильных мира сего, не то чтобы в силу принципов, но просто в силу бессмысленности. Но если эта формула будет реализована в нашей стране, то это станет одним из самых значительных деяний Назарбаева – политика. Рассматривая эпоху Назарбаева через призму последних событий, а, также учитывая, что по любой “системе зачета” окончание правления Назарбаева не за горами, можно говорить на сегодня о неоспоримости авторитета и влияния Президента. Разумеется, были и есть ошибки и промахи, но не ошибается тот, кто ничего не делает. Нам думается, что если до конца периода своего правления Назарбаеву удастся вернуть стране контроль над недрами, то это будет блистательным завершением его долгой политической карьеры. Было время разбрасывать камни, наступило время их собирать.
Несмотря на некоторый пафос предыдущего абзаца статьи, мы не склонны излишне оптимистично оценивать сегодняшнюю ситуацию в стране, Мы, несомненно, находимся в преддверии экономического кризиса. И то, что весь мир также живёт его ожиданием – весьма слабое утешение для нас, поскольку согласно житейской мудрости “где толстый сохнет, там тонкий сдохнет”. К тому же опасным гандикапом Казахстана продолжают оставаться традиционные проблемы: бедность, слабость и однобокость развития экономики, падение уровня образования и здравоохранения и, конечно, социальное неравенство, которое в свою очередь способно закрутить спираль проблем на новый уровень. Готово ли правительство защитить нас — большой вопрос, вернее сложная загадка без видимого ответа. Усиливает тревожность настроений и то, что вопреки ожиданиям “лодку” раскачивает с каждым годом сильнее. Что ни год, то новые негативные потрясения. И какие ещё бурные события поджидают нас в будущем?! Какие ягодки созреют из нынешних цветочков?!