Не так страшен кризис, как его малюют

Мощный скачок цен произошел на мировом зерновом рынке. Цены на пшеницу достигли максимума за последние двадцать лет. Сегодня АО «Казпродкорпорация» готово закупить у сельхозтоваропроизводителей тонну пшеницы, если, конечно, она соответствует мировому стандарту, за 200-215 долларов.

Повышенный интерес к зерну в определенной степени был спровоцирован некоторыми мрачными прогнозами западных аналитиков, полагавших, что мировые запасы продовольствия снижаются из-за того, что растет народонаселение, значительная часть которого голодает. Голод, в свою очередь, угрожает политической и социальной стабильности в мире, его логическим следствием являются миграция населения и связанные с ней катаклизмы.

Еще лет десять-пятнадцать назад некоторые экономисты всерьез утверждали, что мировой продовольственный кризис перестанет быть угрозой национальной безопасности стран лишь в том случае, если в структуре питания людей возобладает доля потребления мясной продукции, с которым они связывали показатель роста жизненного уровня населения земного шара. Возможно, подобная точка зрения у кого-то вызовет определенную долю иронии или скепсиса, однако в присутствии логики авторам таких взглядов трудно отказать.

Кроме того, предыдущий и нынешний зерновой кризисы в определенной степени были предопределены сокращением посевных площадей, прежде всего в США и Европе. Не стали исключением из этого ряда и страны СНГ, в том числе Казахстан.

Сегодня самыми крупными игроками на мировом зерновом рынке являются Канада, Австралия, Аргентина и страны Европейского Союза. На долю этих экспортеров приходится примерно 70 процентов мирового пшеничного фонда. Однако сильная засуха в одной части планеты, наводнения – в другой, из-за которых снизился уровень урожайности, а где-то огромные зерновые плантации просто погибли, политические потрясения – в третьей – все это стало основными факторами возникновения нынешнего зернового кризиса, который мы наблюдаем. Кризиса, который никто не может отрицать, как бы этого кому-то ни хотелось.

По данным министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, которые озвучил на днях в парламенте его вице-министр Акылбек Куришбаев, переходящий запас пшеницы в мировых закромах к концу 2007 года окажется на уровне 100 млн. тонн. Это один из самых низких показателей за последние двадцать лет. Потребление пшеницы до конца нынешнего года увеличится до 614 млн. тонн, тогда как ее производство составит всего 607 млн. тонн. То есть дефицит пшеницы составит 7 млн. тонн. Мировой зерновой товарный рынок не успевает за ростом народонаселения на планете и его аппетитами. Естественно, есть спрос – будет рост цен. За последние три месяца на мировом рынке цены на пшеницу поднялись на 90-165 долларов США за тонну. Аналитики прогнозируют дальнейший рост цен до конца года.

Сложившаяся ситуация не могла не аукнуться у нас. Казахстан, как известно, претендует на одно из лидирующих позиций среди стран-экспортеров пшеницы на мировой рынок. Зерновой товар, кроме нефтегазового, известно, еще одна козырная карта, на которую Казахстан ставит, чтобы вступить в ВТО.

За последние два месяца на казахстанском зерновом рынке стоимость пшеницы увеличилась на 67 процентов. Если в начале уборочной кампании сельхозтоваропроизводитель планировал продать ее тонну за 120 долларов, то теперь может рассчитывать минимум на 200, если, конечно, поработает на качество зерна. На недавно прошедшем селекторном совещании акимы областей и руководство АО «Казпродкорпорация» получили задание от правительства закупить у производителей на коммерческой основе не менее 3 млн. тонн зерна, чтобы создать стабилизационный фонд и обеспечить таким образом продовольственную безопасность страны. Исходя из опыта прошлых лет, в правительстве считают, что во время уборки урожая, цены на зерно, как правило, не такие уж высокие, что очень важно, если мировые цены в дальнейшем будут иметь тенденцию к повышению.

На экспорт будет поставлено около 9 млн. тонн зерна, чистая прибыль от которого планируется в сумме более 120 млрд. тенге.

Мировой зерновой кризис Казахстану не страшен, считают в Минсельхозе. На сегодня намолочено более 14 млн. тонн зерна, и погодно-климатические условия благоприятствуют хлебопашцам. Валовый сбор зерна ожидается в объеме 19-20 млн. тонн. Если к этому прибавить остатки запасов прошлых лет, то и внутренний, и внешний рынки будут обеспечены с лихвой.
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. При нынешних темпах роста цен рынок пшеницы становится одной из самых привлекательных сфер вложения капитала, а зерновой бизнес – самым выгодным в сельскохозяйственной отрасли.

Правительство Казахстана дает фермерам возможность заработать. Но готов ли к этому наш среднестатистический фермер, у которого большую часть урожая «съедят» кредиты и посредники, у которого вечные головные боли с изношенностью и нехваткой техники и людских ресурсов? Нет, — отвечает мой знакомый фермер. — На дефиците пшеницы на мировом рынке обогатятся казахстанские «зерновые» олигархи, чьи имена на слуху, кто сидит во власти и кто в свое время захватил лучшие зерновые площади.