Казахстанский союз таможенных декларантов (КСТД) обеспокоен сложившимся положением дел в таможенном оформлении, в связи с принятыми дополнениями в законодательство

Пресс-релиз

Казахстанский союз таможенных декларантов (КСТД) обеспокоен сложившимся положением дел в таможенном оформлении, в связи с принятыми дополнениями в законодательство.

Об этом представители Союза заявили 1 октября на специальной пресс-конференции в Алматы.

21 августа 2007 года вступил в силу Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упрощения таможенных и налоговых процедур”.

В дополнение к уже существующему перечню документов, сопровождающих импортные товары, данный Закон предусматривает предоставление грузовых таможенных деклараций (экспортных деклараций) стран — отправителей товаров. Однако, как отмечают эксперты, далеко не все страны и не все производители товаров предоставляют экспортные декларации.

Нурлан Буршакбаев, Президент Казахстанского Союза таможенных декларантов: “К нам обращаются многочисленные фирмы, компании (в т.ч. “Голубая звезда Казахстана” — официальный дилер Даймлер-Крайслер, ТОО “ЕМЕХ” — генеральный представитель FedEx Express, ТОО “Крис-Сервис ltd, ТОО “М-АUТО”) и декларанты по аспектам разъяснений, касающихся представления в числе других документов, также грузовой таможенной декларации (ГТД) при таможенном оформлении товаров и транспортных средств страны отправления.

Эксперты КСТД принимали участие в обсуждении предполагаемых изменений и дополнений в Таможенный кодекс по вопросам упрощения таможенных процедур. Были даны замечания и рекомендации по 168 позициям, более 100 из которых нами были предложены исключить, как не отвечающие интересам декларантов. Блоки наших предложений были направлены трижды, по этапам обсуждений. Большинство предложений учтены, однако в последний момент и возник такой административный барьер, как представление грузовой таможенной декларации страны отправления.

Дополнение статьи 383 Таможенного кодекса в части “грузовой таможенной декларации страны отправления (за исключением тех стран, законодательство которых не предусматривает оформление таможенной декларации)”, в перечень представления документов в соответствии с требованиями выбранных таможенных режимов, ничем не оправдано. Во-первых, такого перечня стран у таможни нет, во-вторых, — не определена форма, необходимая для представления; большинство стран применяют электронную форму декларирования либо реально упростили внутренние таможенные процедуры, вплоть до исключения таможенной декларации, которые заменены товаросопроводительными документами”.

Получение грузовой таможенной декларации страны отправления (так называемой экспортной декларации) и ее дальнейшее использование возможно, если имеется как минимум двустороннее соглашение между Казахстаном и другим государством по этому поводу или о взаимном признании подобных документов.

Данный аспект имеет также проблему в допустимости вышеназванных документов (в нашем случае – грузовой таможенной декларации другой страны) в качестве документа, подтверждающего сведения о товаре. Такие документы можно было представлять в таможенные органы, и это было правом декларанта, теперь – это обязанность. Затронуты интересы всех без исключения декларантов.

Как отмечают эксперты, ориентиром в тенденциях казахстанского таможенного законодательства должны быть правила и нормы документов Всемирной Торговой Организации и Всемирной Таможенной Организации (в частности, Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года).

Тем самым, поправка в статью 383 (абзац пятый пункта 1) Таможенного кодекса Республики Казахстан по вопросу включения в перечень документов в соответствии с требованиями выбранных таможенных режимов – грузовой таможенной декларации страны отправления, подлежит исключению, как противоречащая интересам декларантов и стандартным правилам международных документов.