Жизнь в искусстве

Эдит Пиаф

Станиславский говорил, что актер должен перевоплощаться в образ, создавая его в процессе переживаний. Играть – значит жить. Для великой французской певицы Эдит Пиаф “жить” значило “петь”. Дитя парижских трущоб и улиц, воспитанница бродячего цирка и борделя знала сюжеты своих песен не понаслышке, они рождались из окружающей жизни и были посвящены ей. Мир так устроен, что из грязи растут цветы. Но как и почему это происходит – остается вечной тайной. Цветок таланта Эдит вырос и распустился на благодатно грязной почве, давшей миру такое явление, как шансон. Жанр, соединивший в себе правду жизни и развлечение подмостков кабаре.

Оливье Даан, продемонстрировавший мастерство серьезного режиссера в философской притче о памяти и судьбе “Жизнь обетованная”, снял новую картину о жизни – “Жизнь в розовом цвете”. Картина посвящена Эдит Пиаф – певице и актрисе, балансировавшей на грани жизни и искусства, превратившей искусство в жизнь.

Фильм получился динамичным (если так можно сказать о жизненной драме), два с лишним часа просмотра пролетают незаметно. Но это и не удивительно: экранизируя такую бурную биографию, как у Пиаф, сложно снять что-то нудное, вгоняющее в сон. Название “Жизнь в розовом цвете” (слова одной из песен, принесших Пиаф славу), видимо, было дано картине для контраста. Перед зрителями жизнь певицы предстает в другой цветовой гамме. Выпавшие на ее долю две мировые войны и Великая депрессия оправдывают мрачную, выполненную в тонах сумерек и ночного освещения атмосферу картины. Она как будто перенесена режиссером из снятого им ранее мистического триллера “Багровые реки”. Яркий солнечный свет, если и появляется, то за окном, которое героиня сразу же просит занавесить тяжелыми шторами. Электричество и софиты – неизменные спутницы певицы. Эдит много пила и потребляла наркотики. У нее нередко случались обмороки прямо во время выступления. Свое пристрастие к морфию в фильме героиня объясняет желанием избавиться от сильных болей.

Пиаф водила дружбу с ворами и проститутками, но продавала за деньги только свой талант и голос, развлекая прохожих и посетителей кабаков. Даже светлые воспоминания омрачаются тяжестью контекста жизни, который режиссер выстраивает из эпизодов не по хронологическому принципу, а по их яркости и значимости. Вот Эдит – нищая оборванная девочка, смотрящая под проливным дождем на куклу в витрине. А вот – умирающая от рака сорокалетняя старуха, вспоминающая в молитве отца-акробата, который заставлял ее петь за деньги. Или трагически оборвавшийся роман Пиаф с боксером Марселем Серданом, когда долгожданная встреча с любимым оказывается лишь фантомом, предчувствием происшедшей катастрофы.

В одном из самых тяжелых эпизодов, известии о гибели Марселя, Эдит выбегает из комнаты, как из жизни, прямо на театральную сцену. Даан объясняет, что искусство для Пиаф стало отдушиной, освобождением от жизненных тягот. Хотя эта идея и не нова, но ее решение выполнено им в индивидуальной биографической манере. Оливье Даан делает ставку на талант актрисы, раскрытию которого в нужном направлении способствует его собственный режиссерский талант. В “Жизни обетованной” это была знаменитая Изабель Юппер, снявшаяся до этого у таких маститых режиссеров, как Бертран Блие, Анджей Вайда, Франсуа Озон. В “Жизни в розовых тонах” – стала не менее известная и имеющая солидный список ролей Марион Котийяр, сыгравшая в “Крупной рыбе”, “Долгой помолвке”, “Хорошем годе”, “Такси” и многих других картинах. Ей мастерски удается перевоплощение из грациозной красавицы в, кажется, внешне непривлекательную, но притягивающую своей мощной энергией и сильным характером Эдит Пиаф. Марион Котийяр удалось создать глубокий, многогранный образ певицы, передать пластику движений, характерную мимику. Видя Эдит в исполнении Котийяр, вспоминаешь, что Жан Кокто сравнил ее руки с ящерицами на руинах замка и о том, что она умела петь глазами, горевшими страстью, умела петь сердцем.

Вот, что говорит о замысле картины сам Оливье Даан: “Я менее всего хотел делать биографическую картину. Но прочитал о Пиаф все, что мог найти – даже то, что никогда не публиковалось. Я отдавал себе отчет в том, что миллионы ее поклонников на самом деле знают о ней крайне мало. И поверьте, набранного мной совершенно нового материала хватило бы на три фильма. Мне хотелось снять то, что я называю интимным портретом художника. Пиаф – идеальный пример артиста, который не способен разделить свое искусство и свою жизнь, это для нее одно целое. В Марион Котийяр я нашел редкое для актрисы качество, которое было для такой роли совершенно необходимо – она хоть и много красивее, чем Эдит Пиаф, но точно так же несет в себе зерно трагизма. И я не ошибся – войдя в роль Пиаф, Марион словно исчезла: она не играла свою героиню, а стала ею”.

Жизнь Пиаф проносится перед нашими глазами, а роли значимых в ней людей разыгрывают другие, не менее именитые и талантливые актеры: Паскаль Грегори (Реймон Ассо) выразительно мелькает в эпизодах. Когда камера фокусируется на нем, передает редко, но метко психологизм образа – молчит, хмурит брови и бросает емкие немногочисленные фразы. Эммануэль Сенье играет истеричную, но добрую французскую проститутку, по-матерински привязавшуюся к маленькой Эдит. Очередной раз являет себя миру мэтр Жерар Депардье, но ненадолго, всего на 15 минут, иначе это бы был перебор, и актер бы сразу перетянул звездное одеяло на себя. В его исполнении владелец кабаре “Жернис” Луи Лепле успевает указать героине путь к славе, дать ей легендарный сценический псевдоним Пиаф (воробей) и пасть от руки неизвестных убийц.

Фильм удостоился широкого признания мировой кинообщественности: участвовал в крупных международных кинофестивалях, собрал множество европейских призов – от “Сезара” до BAFTA, получил “Золотой глобус”, был номинирован на премию Американской киноакадемии. А Марион Котийяр за лучшую женскую роль получила “Оскар”. Зрители тоже встретили картину восторженно.