Все ждут и волнуются

Планета Гондурас

Мы уже не верим в прогресс – разве это не прогресс?

Хорхе Луис Борхес

В коридорах власти пошли гулять слухи, что после празднования десятилетия Астаны не стоит торопиться с отпуском. Это на Западе лето в политическом смысле мертвый сезон, а в Казахстане как раз наоборот. Да и не может происходить рост цен на товары первой необходимости без соответствующего отвлекающе-развлекающего информационного фона. Народ нужно переключить от печальных мыслей, да и регулирования схваток бульдогов под ковром никто не отменял.

Засиделись – эта мысль рефреном проходит хоть по отношению к правительству Карима Масимова, хоть к однопартийному депутатскому корпусу, хоть к ряду персон, слишком долго пребывающих в верхней части политического Олимпа. Заурядные “олимпийские” новости о том, что Бахус пьет, Гефест кует, а Гермес мотается по своим делам уже никого не вдохновляют. Нужны перестановочки и рокировочки. “Посадки” вообще пойдут на “ура!”.

Давно просочились слухи о мощном переформатировании в силовом блоке государства. Но время идет, а ничего кардинального не происходит. Странная смерть генерал-майора Жомарта Мажренова в СИЗО КНБ на что-либо качественно новое не тянет. Опять же для чего “тусовать” силовиков, если угрозы переворота нет даже гипотетически, народ на улицы не выходит, и оппозиция будоражить его на активные действия не собирается. И все-таки перемен ждут. Наверное, они должны быть уже в силу самого принципа работы государственной машины и ожиданий как чиновников, так и населения.

Карима Масимова вроде бы пора отдавать на съедение общественного мнения, как не справившегося с инфляцией, дороговизной, монополистами, не решившего проблему дольщиков. Однако глава кабинета министров на своем месте, и слухи поднимают новую волну. Мол, вот-вот накроется пара-тройка системообразующих банков, а потом уж премьер и поработает громоотводом за все оптом.

С Мажилисом ситуация тоже неоднозначная. Вроде бы 2010 год все ближе, и надо бы гомогенный парламент перед председательством в ОБСЕ разбавлять представителями как понарошковой, так и обычной оппозиции, но здесь все та же пресловутая “коррекция”. Результаты “коррекции” сделали уже несколько контрольных очередей в труп предвыборных обещаний партии “Нур Отан”, из-за чего даже “жалкие” 80% без сильного напряжения административного ресурса не наберешь.

С другой стороны, если тянуть с роспуском нижней палаты, а кризис продолжит усугубляться, то вся ответственность целиком ляжет на партию власти, а это тоже не лучший вариант. Ответственность, это все-таки не власть, ею можно и поделиться.

Теоретически можно занять население переименованием городов, но здесь палка о двух концах. За неимением других развлечений и стоящих информационных поводов, есть угроза втягивания излишних человеческих масс, а это всегда чревато повышением конфликтогенности.

Имангали Тасмагамбетова уже изотправлялись послом то в Вашингтон, то в Москву, но он если и перемещается, то пока в акимской плоскости. В “смотрящих” за нефтедолларами тоже пора бы внести ясность. А то уже не понятно, где проходят линии разграничения полномочий “Самрука”, “КазМунайГаза”, Министерства энергетики и минеральных ресурсов, Администрации президента.

Прорывные проекты – “города грехов”, города-спутники, АЭС на Балхаше – уже в официальных сводках не фигурируют. Про нанотехнологии и другие инновации тоже наступила какая-то нездоровая тишина. Вообще государственная пропагандистская машина стала работать сугубо вхолостую. Как на демонстрациях трудящихся в период махрового застоя. Одни стоят на трибунах, другие несут плакаты и транспаранты, но только содержимым всех этих лозунгов не “пропитываются” ни те, что сверху, ни те, что снизу. Вроде и медиа-холдинг создали, а все без толка.

Наложение отсутствия свободы слова на исчезновение информационных поводов привело к тому, что главными ньюсмейкерами новостного потока стали сводки МВД да МЧС. Аварии, взрывы, утонувшие, убитые. Когда и так ничего хорошего не происходит, такие новости общего оптимизма отнюдь не добавляют.

Даже официальные радетели за казахский язык как-то примолкли. Ни официальных мероприятий, ни публичных криков души, ни стенаний что забыли, предали и продали.

Какое-то время ситуацию скрашивал чемпионат Европы по футболу, но как только он прошел, тишина, тревога и ожидание чего-то малоприятного стали еще тягостнее.

Возможно, увлекшись празднованием юбилея Астаны, политическое руководство оказалось в плену иллюзии, будто все население крайне увлеченно данным событием. На самом же деле вне праздника подавляющее большинство людей как пребывало, так и остается.

Неизвестность – одна из самых мучительных пыток. И многие сильно от нее устали, а известность все не наступает. Время остановилось и выжидательно смотрит на Казахстан.