Гульжана КАРАГУСОВА: Казахстан ждут новые волны мирового финансового кризиса

Астана. 13 октября. КазТАГ – Дина Ермаганбетова, Данияр Темирбаев. О том, какие меры должно предпринять государство в условиях мирового финансового кризиса и к чему следует быть готовыми казахстанцам, рассказала в интервью агентству КазТАГ председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова.

— Как Вы считаете, должно ли правительство предпринять дополнительные меры в связи с усиливающимися негативными тенденциями на мировом финансовом рынке?

— В данных условиях должна усиливаться роль регуляторов финансового рынка. Нельзя сказать, что наше правительство ничего не предпринимает. Оно работает. И депутаты участвуют в заседаниях по выработке дополнительных мер, необходимых, чтобы кризис не был разрушительным для нашей экономики. И эти меры не могут быть исчерпывающими, они каждый раз будут дополнительными. Каждая ситуация будет рождать новые меры.

Как экономист я считаю, что многие меры уже предприняты, но сейчас необходимы дополнительные. Возможно, нужно увеличить размер, как в Европе — до 50 тыс. евро, гарантированного возврата депозитов. В настоящее время правительство внесло на рассмотрение парламента законопроект о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам устойчивости финансовой системы. В нашем комитете по финансам и бюджету мы над ним поработали и внесли очень много поправок. В частности, предлагаем не давать маленьким банкам право на открытие депозитных счетов. И правительство согласно на эту меру.

— Могут ли казахстанские банки выжить без помощи правительства в нынешних условиях?

-Конечно, нет. Потому что именно кредитные займы (большие внешние заимствования – КазТАГ) банков стали одной из причин того, что мы с вами теперь имеем.

— На мировых рынках наблюдается стремительное падение цены на нефть, сейчас она ниже $80/б. Не считаете ли Вы оптимистичным в таких условиях прогноз мировой цены на нефть в $60/б, заложенный правительством в проекте республиканского бюджета на 2009-2011 годы?

— Он не оптимистичен. Тогда, во время разработки законопроекта, он был пессимистичен, а сейчас — реален.

— По Вашему мнению, нет ли вероятности того, что цена на \»черное золото\» опустится еще ниже? К примеру, аналитики Merrill Lynch не исключают, что цена может достичь $50/б в 2009 году.

— Если цена на нефть будет ниже $50/б, то не долгое время. По моему мнению, то, что происходит с ценой на нефть на бирже, на 70-80% не является отражением реальных экономических явлений. Это спекуляция, ажиотажный спрос или эмоциональная реакция. Поэтому все называют биржевые рынки спекулятивными. Есть люди, которые создают такие моменты, а потом на этом играют. Брокеры так и живут.

— И все же, в случае дальнейшего падения цены на нефть, как Вы считаете, значительно ли это отразится на доходах республиканского бюджета?

— Если и будет корректироваться доходная часть бюджета, то ненамного. В основном, за счет снижения ставок по импорту и экспорту, так как ценовая составляющая спроса и предложения будет постоянно изменяться. Все без исключения страны сейчас \»подтянутся\», \»затянут свои пояса\» и свои потребности.

В новом Налоговом кодексе мы очень большое внимание уделяем упрощению администрирования, и надеемся, что собираемость налогов вырастет. Не думаю, что доходная часть может быть обвально не выполнена.

В расходной части же есть моменты допустимой оптимизации. Думаю, в ближайшее время правительство пойдет на ее сокращение.

Парламентарии, наоборот, предлагают увеличить расходы. Это нормально, ведь каждый депутат выражает мнение определенного круга избирателей, хотя мы все избраны от одной партии.

— Может ли быть скорректирован прогнозируемый в трехлетнем бюджете рост ВВП страны?

— Возможно, рост ВВП, немного скорректируется – в пределах 0,5% и ниже. Но будем надеться, что он останется на том же уровне. Прогноз роста ВВП на предстоящие три года тоже является пессимистичным: \»нижний предел\» реального положения. В условиях продолжающегося кризиса к макроэкономическим показателям следует подходить с большой осторожностью и со здравой долей пессимизма.

— Сейчас активно обсуждается проект нового Налогового кодекса. Есть ли у депутатов разногласия с правительством, в частности, по ставкам налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)?

— По ставкам НДПИ и по ряду других вопросов продолжаются консультации с правительством. Мы пока не пришли к компромиссному согласованному решению. Мы убеждаем их, они убеждают нас. Думаю, что в ближайшее время мы найдем устраивающее всех решение.— По Вашему мнению, пик кризиса для Казахстана еще впереди?

— Кризис не только в Казахстане, это мировой кризис. Причем его нельзя назвать только финансовым, это системный кризис – и энергетический, и продовольственный. Он носит волнообразный характер, и волна этого кризиса еще будет, и, скорее всего, не одна. Многие его волны до нас не дошли, они только начинаются.

— Вы хотите сказать, что казахстанцам нужно готовиться к новым испытаниям?

— Как должен готовиться каждый человек? Не подвергаться панике и делать свои потребности разумными и целесообразными.

— А лично Вы ощущаете на себе финансовый кризис?

— Я, как экономист, знала, что он будет, писала и говорила об этом. Тогда все смотрели на меня с усмешкой. Так или иначе, кризис должен был произойти. Мы все ощущаем на себе кризис, в частности, по ценам в магазине. И прекрасно понимаем, что в ближайшее время легче не станет. Надо быть очень разумными, аккуратными и осторожными.