“В перспективе возможно полное разобщение оппозиционных сил”. “Администрация главы государства не имеет никакого отношения к этому событию”. “Молчание элиты по поводу “прослушек” означает, что ее лидеры принимают правила игры”

Сетевой Казахстан. 10 октября 2008г.

CAMONITOR.COM. Юлия Кисткина беседует с Ермухаметом Ертысбаевым — \»Я не Лаврентий Павлович\». Советник Президента о текущем моменте.

“- Так называемое \»дело о четырех подписях\» оппозиционные политики Б.Абилов, С.Козлов, А.Кожахметов и А.Косанов посчитали политическим преследованием. Как бы вы охарактеризовали этот процесс и его первопричины?

— Вообще, честно говоря, какое-то странное дело. Если дело дойдет до суда, то каким образом подпись человека можно подвести под уголовную статью? Разумеется, что лидеры оппозиции будут до конца трактовать свои подписи как исключительно политическое действие и объективно нас могут обвинить в преследовании за инакомыслие. С другой стороны, оппозиция поспешила обвинить в этом Ак Орду. По их мнению, я вот дословно цитирую, \»именно в недрах Ак Орды дали новую команду правоохранительным органам по проведению очередной дискредитации оппозиции\». Это неправда. Я понимаю, что они находились в эмоциональном состоянии и сделали непродуманное заявление. Администрация главы государства не имеет никакого отношения к этому событию. Я уже говорил и еще раз подчеркну, что это исключительно инициатива МВД. Тоже непродуманная, на мой взгляд. Можно было, прежде чем возбуждать уголовное дело, разобраться, так сказать, в профилактическом порядке, без пресс-конференций и раздувания этой истории в прессе. Хотя функционально у МВД есть такое право — возбуждать уголовные дела…

— Как вы относитесь к статье в \»Свободе слова\» под красноречивым названием \»Серый, но не кардинал Кайрат Келимбетов\»?.

— Абсолютно необъективная, поверхностная, несерьезная статья. Заказ из серии межэлитных войн. Такие же статьи заказываются и на премьера. Цель таких материалов — вывести из психологического равновесия фигурантов статей и по возможности оказать давление на президента.

— Кстати, появились телефонные разговоры лидеров казахстанской оппозиции с высшим руководством страны. Вы даже взяли под защиту Жармахана Туякбая…

— Да не защищал я его! Просто я не вижу ничего сенсационного и зазорного в том, что лидеры оппозиции общаются с руководством страны. Тем более что в подавляющем большинстве своем казахстанские оппозиционные лидеры вчера работали в высших эшелонах власти. Есть ли что-то позорное в контактах оппозиции с властью? Это же нормально, если Абилов встречается с руководителем АП, Туякбай разговаривает с ним по телефону. И даже просит деньги на выборы. В конце концов, двухпартийный парламент — это задача и власти, и оппозиции. У нас же не гражданская война, в конце концов”.

RESPUBLIKA-KZ.INFO в материале “Зачем Владимиру Киму банк в Лихтенштейне?” пишет: “Судите сами, если еще в конце весны 2008 года капитализация одного из ведущих мировых производителей меди — корпорации “Казахмыс”, по оценке экспертов LSE, составляла $15,8 млрд., то уже в начале осени текущего года эти же самые эксперты не решаются оценить казахские медные активы свыше $3,5 млрд. За неполных четыре месяца производственный холдинг практически “на пустом” месте” стал дешевле в четыре раза.

Хотя вполне возможно, корейский топ-менеджмент казахской “медной горы” не драматизирует положение с резким падением капитализации компании и обострившейся нехваткой оборотных средств, обусловивших устойчивое снижение основных производственных показателей “Казахмыса”. А иначе как объяснить якобы совершенную недавно Владимиром Кимом покупку 44% акций зарегистрированного в Княжестве Лихтенштейн банка FRICK? Банк этот, говорят, с весьма “непростой” репутацией, и якобы этой сделкой весьма заинтересовались соответствующие правоохранительные органы Швейцарии.

Впрочем, аналитики, внимательно следящие за движениями и перемещениями “сильных мира сего”, считают, что, если информация о покупке правдива, то, возможно, “свой” банк понадобился Владимиру Киму “на всякий случай”, для быстрого и беспрепятственного вывода получаемой прибыли “за бугор””.

Мухамеджан АДИЛОВ в статье “Не ту страну назвали Гондурасом” отмечает, что никто не возмутился тем, что, во-первых, их подслушивали, во-вторых, выставили частные телефонные разговоры на всеобщее посмешище. “Все это весьма симптоматично для современного Казахстана. То, что в нашей стране подслушивали, подслушивают и будут подслушивать не секрет ни для кого. И вина сотрудников спецслужб, осужденных по двум судебным процессам по делу ОПГ бывшего президентского зятя, заключается не в том, что они незаконно записывали чужие разговоры, а в том, что продукт их труда вышел за пределы служебных кабинетов и того узкого круга лиц, для кого был предназначен.

Читатель спросит: если элита знала, что ее слушают, почему вела себя так неосторожно? Да потому что это входит в правила игры. Человек, непонятный для Назарбаева, политик, на которого у главы государства нет рычагов влияния и чемоданчика компрометирующих материалов, не может претендовать на значимое место в казахстанской системе, потому что он неуправляем.

А поскольку управление страной у нас идет сверху, а не снизу, как полагается в демократических государствах, то наши менеджеры всех уровней и мастей открыты для президента и закрыты для общества. Поэтому наказываются не те, кто давал приказы осуществлять “прослушку” и пользуется ее результатами, а исполнители, то есть те, кто включал аппаратуру. И молчание элиты по поводу “прослушек” означает, что ее лидеры принимают правила игры. То есть они априори соглашаются с тем, что они не граждане со своими неотъемлемыми правами и обязанностями, а… “рабы на галерах””.

IA-CENTR.RU. Андрей Чеботарев в интервью сайту говорит: \»В Казахстане возможно полное разобщение оппозиционных сил\».

На сегодняшний день в казахстанской оппозиции можно выделить три основные группы. Во-первых, это партия “Азат”. Во-вторых, это Коммунистическая партия Казахстана во главе с Серикболсыном Абдильдиным. И, наконец, это группа, которая во главе с Общенациональной социал-демократической партией пытается объединиться в рамках Общественного парламента “Халық Кеңесі”…

В целом, общая тенденция такова, что если раньше после поражения на парламентских или президентских выборах оппозиция сплачивалась, то, начиная с президентских выборов 2005 года, а затем парламентских выборов 2007 года, наблюдается обратное. В 2006 году распалось мощное межоппозиционное образование — движение “За справедливый Казахстан”. А после выборов 2007 года из ОСДП вышла объединившаяся с ней партия “Настоящий Ак жол”, переименованная чуть позже в “Азат”.

Таким образом, оппозиционной коалиции даже в рамках “Халық Кеңесі” не получилось, о чем говорит уже сам факт наличия трех указанных выше групп в оппозиционном стане. И это при том, что сам “Халық Кеңесі” — довольно аморфное образование, где непонятно, кто и с кем тесно сплачивается.

К примеру, партия “Азат” не вошла в “Халық Кеңесі”. Тем не менее, она имеет связи с ОСДП. Не так давно они вместе представили вниманию общественности серию законопроектов по актуальным общественно-политическим вопросам. В то же время не понятно, что мешало им, особенно социал-демократам, рассмотреть эти законопроекты в ходе очередного заседания Общественного парламента?

Получается, что, хотя между тремя оппозиционными группами Казахстана нет жесткой конфронтации, но и тесного взаимодействия между ними тоже нет. Это означает, что в перспективе возможно полное разобщение оппозиционных сил, особенно в случае проведения в Казахстане досрочных выборов”.

LITER.KZ в материале “Межнациональная кухня” сообщает, что саммит глав государств СНГ в Бишкеке проходит в сложных политических и экономических условиях, но боорсоки и чучук будут.

Сегодня в Бишкеке пройдет саммит глав государств СНГ. Принимающая сторона хватается за голову от наплыва гостей и прессы (около 500 человек). Столичная мэрия попросила автолюбителей воздержаться от езды по городу, а центральные улицы столицы закрыли еще накануне. Однодневная программа встречи также перегружена до предела: исключить Грузию из СНГ, проголосовать за дальнейшую интеграцию и перспективы регионального взаимодействия. Но, пожалуй, самое главное – это то, что результаты высоких политических переговоров претендуют стать очередной проверкой Содружества на жизнеспособность. Сегодня, когда ведущие экономики мира объединяются, чтобы выстоять в условиях глобального финансового кризиса, способность государств СНГ сообща противостоять экономическим вызовам – лучший довод в пользу существования этого союза. А в перерывах антикризисных дебатов киргизская сторона намерена удивить лидеров государств Содружества мастерски приготовленными национальными блюдами”.

Виктория НИКОЛЕНКО в статье “Выйти из доли” замечает, что ни один способ решения проблемы дольщиков до сих пор не принес результатов.

Вчера в Астане к десяти и восьми годам заключения приговорены руководители ТОО “ФК Актив” за хищение денег дольщиков. Только в этом году и только в столице возбуждены уголовные дела в отношении 7 стройкомпаний, причинивших ущерб на сумму свыше 1 млрд 392 млн тенге своим клиентам. Однако по фактам прокурорских проверок “данное количество уголовных дел не отражает реальной картины, а принимаемых мер по выявлению преступлений в сфере долевого строительства недостаточно”, тем более что “нарушения законности имеют место как со стороны застройщиков, так и местных исполнительных органов”. Другими словами, сегодня недобросовестные строители и чиновники пытаются всеми силами уйти от ответственности за украденные у дольщиков деньги. Сами же несостоявшиеся новоселы – а это 56 тысяч казахстанцев – до сих пор не могут получить даже гарантий, что им удастся вселиться в оплаченные квартиры. Решить проблему пытались и сами дольщики, и государство. Но сегодня среди обманутых растет решимость не ждать помощи государства, а отсудить вложенные деньги. Если эта решимость овладеет массами, то полного краха строительной отрасли не избежать”.

Александра АЛЕХОВА в публикации “Черные квадраты” отмечает, что под “тяжелую руку” акимата Алматы, ведущего борьбу с несостоятельными застройщиками, попали компании-тяжеловесы.

Доскональный анализ “успеваемости” строительных компаний по освоению выделенных им земельных участков, которым администрация южной столицы занимается с начала года, дал неожиданные результаты. Среди малоизвестных, а то и вообще никому неизвестных фирм в списке несостоятельных землепользователей оказались флагманы строительного рынка: корпорация “Базис-А”, ТОО “Элитстрой Девелопмент”, ТОО “Планета электроники” и даже ТОО “Mercur Auto Ltd””.

DIALOG.KZ. Макс Иволгин в материале “Нам бы эту партию взять и поделить” отмечает: “Заводить разговор о партии “Нур-Отан” и ее роли в общественно-политическом развитии страны нельзя, не определившись – а с чем же, собственно, мы имеем дело?.. Мы же хотим поставить вопрос крамольно: а партия ли это?

В свете происходящих с оппозиционным лагерем событий, добивающих и без того скромную репутацию лидеров этого блока, никто не может говорить о том, что на самом деле “Нур-Отан” — это никакая не партия. Потому что именно “Нур-Отан” является той реальной легитимной в глазах населения партией, за которую не стыдно опустить бюллетень. По крайней мере, ее защищает авторитет президента. Так что утверждать, будто “Нур-Отан” это не партия — равнозначно подписанию приговора всей партийной системе страны: и на фоне президентской-то организации все прочие кажутся удивительно нелепыми карликами, непонятно что забывшими на очередных выборах…. Еще хоть как-то скрашивала ситуацию оппозиционная кавалерия, но теперь и ее, по сути, разгромили.

Словом, мы склоняемся к выводу, что как таковой партийной системы у нас нет, и все разговоры о введении в игру второй партии превращаются в пустой треп – какая вторая партия, если у нас и первой-то не наблюдается”.

Айдос Саримов в статье “Дионисиевы муки казахских “идеологов”” (газета “Тасжарган”) пишет: “Отдельно следует сказать о так называемой “государственной информационной политике” и “государственном заказе” на его проведение. По сути, огромные средства, выделяемые из бюджета, идут на то, чтобы растить и плодить софистов. Это т.н. “блок”, который позволяет своевременно заткнуть рот СМИ, обеспечить позитивное освещение чиновничьих мероприятий и попиарить отдельных чиновников. Еще Плутарх в своих “Изречениях царей и полководцев” приводил слова тирана Дионисия Младшего, который, дескать, любил говорить, что “кормит стольких софистов вовсе не потому, чтобы восхищаться ими, а для того, чтобы восхищались им”. В чем разница между античными и современными дионисиями?”.

AZATTYQ.ORG. Султан-Хан АККУЛЫУЛЫ в материале “Люстрация в Казахстане: Алиев, Ертысбаев и Дуванов видят ее по-разному” отмечает, что впервые тезис о необходимости очищения общества от сексотов КНБ, помогающих репрессиям против демократов, поднял Сергей Дуванов.

Ермухамет Ертысбаев говорит: “Я постоянно встречался и общался с оппозицией. Оппозиция не стала системной, не стала частью власти, и поэтому я считал необходимым постоянно доносить все настроения, мысли, программные установки оппозиции до президента, и это я делал открыто. Поэтому пусть Рахат Алиев у себя в Вене не занимается ерундой. Лучше всего пусть вернется на Родину и отсидит свои 40 лет тюрьмы”.

Общественный деятель, директор Национальной библиотеки Мурат Ауэзов заявляет, что “процесс очищения необходим, что казахстанское общество вплотную подошло к тому, чтобы со всей остротой осознать необходимость этого процесса”. По его глубокому убеждению, “этому процессу нет альтернативы и если все сохранить как было и как есть, то у этого народа и его государства не будет будущего. Настало время взрыва и очищения”.