Григорий Марченко: “У каждого человека, видимо, свой кризис, и расставаться с ним очень тяжело – все его носят”

“Все добровольно. Государство сделало предложение, от которого мы можем отказаться”

“У нас любое действие всегда нулю равно”.

Тимур Шаов

“Банковские услуги являются абсолютно необходимыми для экономики, а банки как институты – нет, — напомнил Григорий Марченко, председатель правления Народного банка, идею, к которой пришли еще в начале XX века. – Если кто-то сможет выполнять эти услуги лучше, чем банки, этот кто-то тогда и останется на рынке”. Основная задача банков – кредитование реальной экономики. “Поэтому когда государство предлагает нам стать партнером в этом, мы считаем правильным в этом участвовать”, — отметил он. Менеджмент Народного банка будет рекомендовать акционерам взять у государства предлагаемые ему порядка $500 млн.

По словам топ-менеджеров Народного банка, пресс-конференция была организована ими специально для того, чтобы проинформировать акционеров и общественность относительно договоренностей, достигнутых с правительством в Астане во вторник.

“Договоренность является принципиальной”, — подчеркнул Григорий Марченко. Относительно Народного банка речь в столице шла о сумме примерно в полмиллиарда долларов, за которую государство приобретет не более 25% голосующих акций (конкретное соотношение простых и привилегированных акций будет определено в ходе переговоров). Государство обещает не вмешиваться в операционную и кредитную политику банка, а тот обязуется направить выделяемые ему средства в те отрасли и сегменты экономики, куда укажет правительство.

В настоящее время в Народном банке ждут письменное предложение правительства (оферта), которое внимательно изучат. После этого минимум через 30 дней (то есть, реально не раньше декабря) пройдет общее собрание акционеров. Григорий Марченко и Марат Сатубалдин, заместитель председателя правления, будут рекомендовать акционерам взять у государства деньги.

“Нам дополнительный капитал особенно не нужен, ликвидность у нас и так избыточная”, — заметил г-н Марченко. Он заявил, что ликвидные активы банка составляют более $3 млрд., из которых $2,3 млрд. на специальных депозитах, с которых их можно получить за одну ночь. Однако если уж государство предлагает шести крупнейшим банкам страны деньги, то отказываться от них не резонно. “Это делается не для самой банковской системы и конкретно нашего банка”, — обратил он внимание. Просто государству удобнее кредитовать реальный сектор через банки.

“Кризис – это всегда период возможностей, — отметил председатель правления Народного банка. – Все добровольно. Государство сделало предложение, от которого мы можем отказаться”. Отказ может произойти, например, если кто-то предложит более высокую цену – “в конечном итоге, ситуация у каждого банка разная”.

Григорий Марченко отметил, что государство намерено прийти в банки на время. Поэтому нужно обговорить как срок этого периода, так и цену “входа” и “выхода”. Цена “выхода” не может быть меньше “входа”, дабы не пострадали интересы налогоплательщиков.

Предполагается, что государственным пакетом акций в частных банках будет управлять ФНБ (фонд национального благосостояния) “Самрук-Казына”, поэтому у топ-менеджера Народного банка поинтересовались, доверяет ли он Кайрату Келимбетову и Тимуру Кулибаеву. Г-н Марченко в ответ на это предложил не увлекаться персонификацией. Если все пойдет как запланировано, то будет подписан меморандум между банком и правительством (возможно, что еще подключится АФН – Агентство финансового надзора), а потом договор с фондом “Самрук-Казына”, поскольку тот войдет в капитал. “Обязательства сторон будут между нами как банком и ими как инвестором”, — пояснил он формат отношений с ФНБ.

“Через три года, допустим, я не знаю, кто будет председателем Фонда, министром финансов или председателем правления Народного банка. У нас все меняется в стране достаточно быстро. В среднем на своих местах люди работают 2-3 года, — подчеркнул Григорий Марченко. — Самое главное – договориться по всем позициям, зафиксировать это в письменном виде, чтобы были юридические права и обязательства у обеих сторон”. Они должны выполняться безотносительно того, кто руководит банком или фондом.

“Я пока не вижу никаких причин для девальвации”, — это уже насчет опасений понижения курса тенге.

“Экономика продолжает расти, хотя и не такими темпами, к которым мы привыкли за 2000 – 2007 годы”, — прокомментировал он текущий момент.

“С начала года у нас погашено 3160 ипотечных кредитов полностью. Из них 1600 – досрочно”, — сообщил Григорий Марченко. В этой связи он высказал упрек в адрес СМИ, что когда десятки людей не могут платить по кредитам – об этом пресса сообщает, а когда тысячи платят – молчат. “Разговоры о том, что огромное количество людей не может обслуживать ипотеку, полностью не соответствуют действительности”, — заявил г-н Марченко. Основанием для таких выводов являются 31 тыс. клиентов Народного банка по ипотеке и 23 тыс., взявшие потребительский кредит под залог недвижимости.

Григорий Марченко затронул тему трех видов дисциплины для банкиров. Дисциплина рынков – не работает. Дисциплина закона (регулятора) – не очень эффективно. А самодисциплину он считает самой надежной; и особо выделил, что у Народного банка здесь все в порядке.