“Однодневный заработок все сотрудники нашей конторы добровольно перечислили в фонд голодающим (страдающим, борцам за свободу) тмутаракани!”. Рассказы о таких вот “рядовых подвигах”, как их называла советская пропаганда, не сходили со страниц газет во времена СССР. Взамен добровольно-принудительно изъятых у людей 3-5 рублей, государство и профсоюзы обеспечивали народонаселение бесплатным жильем, оплачивали путевки на отдых и лечение, давали премии, и все такое прочее.
Сегодня государственные служащие и бюджетники, как бы это маразматично не звучало, так же, как и в совковые времена вынуждены перечислять свои однодневные заработки и просто собирать деньги по самым различным поводам. Тут тебе и подарки на День ветерана, и помощь малоимущим, сборы на празднование Наурыза и еще куча всяческих вариантов. Случается, что бюджетников заставляют раскошеливаться даже на юбилеи местных акимчиков (факты имеются).
И ладно бы люди добровольно изъявляли желание поделиться с акиматами своими нищенскими зарплатами, но нет. Деньги изымаются в принудительном порядке. Ни о какой добровольности речь не идет. “Обязон”, как принято говорить на телевидении об обязательном для исполнения и, чаще всего, бесплатном задании руководства.
Скажем, на районную больницу “спускают” предписание — собрать к такой-то дате по такому-то поводу столько-то тысяч тенге. Прямо сейчас этот сбор идет во славу скорого субботника, который намечен (если мне не изменяет память) на 19 апреля. Согласно общей затребованной властями сумме, главврач (директор школы и т.д.) определяет ставки, с кого — сколько. К примеру, с санитарки – 200 тенге, с хирурга – тысячу, и так далее.
Тут два варианта. Зачастую деньги собирают наличкой, и назначенный в учреждении казначей передает их акиматчикам-аппаратчикам или местным нуротановским бонзам (в зависимости от реалий властной иерархии). Те проводят какое-то мероприятие, ставят себе галочку и могут какое-то время мирно наслаждаться привилегиями. Собранные с народа деньги из “белых”, кровно заработанных, превращаются в “черный нал” и далее исчезают в неизвестном направлении. Вполне вероятно, что какая-то их часть расходуется по тем темам, которые заявляются изначально. Кто знает?
Второй вариант идет безналичным расчетом. С зарплат госслужащих и бюджетников эти деньги удерживаются на самых различных уровнях – в облздравах, районных отделах народного образования и просто в бухгалтериях государственных контор и учреждений перед выдачей зарплаты. Затем собранная сумма перечисляется на указанные акиматом или нураотановскими функционерами счета. Затем в рапортах “партии власти” и местных акиматов проскальзывают бравурные нотки об оказанной кому-то помощи, проведенных мероприятиях и всенародной поддержке инициатив партии “Нур Отан”.
Сейчас с бюджетников собирают деньги на озеленение, побелку деревьев и все такое, а так же, как и каждый год, заставят их бесплатно вкалывать, выполнять работу, за которую получают деньги службы благоустройства. До субботника осталась пара дней, приглядитесь, полюбопытствуйте, кто там будет отбывать барщину на благо акимата! В телерепортажах о ходе субботников обязательно мелькнут физиономии представителей “Нур Отана” (реально достали!!!), которые будут нести ахинею о полезности субботников.
Какие могут быть субботники при капитализме? Гоните деньги – пойдем работать! Если у нас не капитализм, тогда что? Социализм с казахстанским лицом?
Пойдем дальше. Одна из старейших газет нашей страны “Казахстанская правда”. Издание уважаемое многими, благодаря многолетней истории и выходцами оттуда маститыми казахстанскими мастерами пера. Сейчас эта газета — рупор Астаны. Это нормально. Государственные СМИ есть везде, и доводить до населения точку зрения власти необходимо. И все бы ничего, но эту газету заставляют покупать. Кого? Кто? Опять-таки тех же самых бюджетников. Акимат “спускает” очередную разнарядку: от этой организации на “Казахстанскую правду” должны подписаться 8 человек, от той конторы 5 подписчиков. И так далее – разнарядка на “Егемен Казахстан” и местные провластные газеты. Не верите? Спросите своих знакомых бюджетников. Но не тех, кто работает в Алматы или Астане, а регионалов.
Среди моих знакомых никто не выписывает и не покупает даже при случае “Казахстанскую правду”. А среди них есть люди самого разного социального статуса, образования, дохода и вероисповедания. На мой взгляд – это показатель. Кое-кто выписывает ее лишь для нужд бизнеса, из-за публикации на ее страницах государственных документов. А так, ради интереса, таких нет.
Интересно, какой тираж был бы у “казправды” и прочих подобных изданий, если отсечь всех добровольно-принудительных подписчиков?
Кстати, о мерах принуждения. И в случае с подпиской на провластные газеты, и с поборами с госслужащих, угроза одна – увольнение. Для человека, отработавшего свой ресурс на службе государству, потеря работы это страшная угроза. Ситуация у людей безвыходная, особенно сейчас, когда безработица приобрела катастрофические масштабы.
Молодежи, конечно, полегче, но с годами у многих госслужащих вырабатывается что-то верноподданническое, когда уже не хочется раскачивать лодку, лучше тихо делать свое дело, сопеть в тряпочку и регулярно получать свои копейки. Какая-никакая, но стабильность…
Тут следует еще раз помянуть недобрым словом “Нур Отан”. Львиная доля госслужащих и бюджетников – члены этой партии. Это общеизвестно. Также не подлежит сомнению, что подавляющему большинству членов этой партии “Нур Отан” — как ярмо на шее.
Вот вам реальный пример вступления в эту, с позволения сказать, партию. Приезжает региональный бонза от “Нур Отана” на торжественное заседание парт. ячейки сельского округа, куда согнали всех ее местных членов, будто у них своих забот мало. Председательствует местечковый аким. Кстати, особо говорливых скандалистов, известных своим неуемным нравом и неприятием дутых нуротановских авторитетов, на эту тусовку не позвали. Так вот, вызывают моего знакомого к трибуне и вручают партбилет. Он в недоумении: “Я ж заявления не писал, желания не изъявлял!”. А ему в ответ — ты у нас единственный в этом учреждении, который не был членом “Нур Отана”, и мы проявили к тебе высокое доверие и приняли в члены партии! Он, типа, мне ваш партбилет и партия даром не нужны, своих проблем хватает, но — не в коня корм. Сказали просто – бери, не ерепенься, а то уволим! Сейчас эта “партия власти” присосалась к нему наподобие вампира, и справно сосет членские взносы, и сборы на всяческие партийные и акиматовские надобности.
Когда оцениваешь существование этой партии, вспоминается школьный курс биологии, в частности раздел паразитов, глистов, к примеру. Ни симбиоза, ни полезности для носителя, сплошной вред. Причем безбедное существование облеченных властью нуротановцев заставляет простых граждан по-черному завидовать тем, кто попал в число глистов. А что? Никаких забот и никакой ответственности!
Лишь пара недель прошла, как мы праздновали Наурыз. Что и говорить, праздник весны, обновления и всякое такое. В Алматы и Астане народ бродил по площадям, вкушал шашлык и прочее, а в регионах прошли праздничные демонстрации трудящихся. Ну чем не путевка в советское прошлое (вернуть бы еще ощущение стабильности и уверенности…)! Более того, присутствовавшие на месте акиматовские чиновники из отделов внутренней политики отмечали в своих блокнотиках явку госслужащих на это обязательное мероприятие. За неявку выговоры и лишение премий. Тоже реальный факт.
Еще пример. В скором времени в сельском клубе одного из регионов запланировано выступление артистов областной филармонии. Понятно, что добровольно туда пойдут лишь на халяву, от страшной скуки, либо под хорошим градусом. И снова очередная директива по государственным учреждениям – от каждой организации выделить деньги на покупку билетов! Явка такого-то количества сотрудников обязательна! Иначе – “втык” руководству, а уж руководство знает, как поступать с непослушными сотрудниками.
Одно время я с удовольствием читал колонку Сапы Мекебаева о “порядках” в Азиопии. Читал, посмеивался, узнавал персоналии, восхищался острым словцом. Но в жизни все похлеще. Просто-таки нарочно не придумаешь, цирк сплошной. Что “Нур Отан” взять, что акимов с их акиматами – клоунада, почище “Комеди Клаба” будет. Вот только смеяться отчего-то не хочется.