Открытое письмо Министру образования и науки РК господину Жансеиту Туймебаеву

Уважаемый господин Туймебаев!

Казахстан, находившийся сначала под Российской империей, затем под Советской властью, тоталитарного государства, продолжившего на деле великорусское имперское направление в национальной политике, после приобретения своей независимости должен был осуществлять свою национальную, самостоятельную государственную идеологию. К сожалению, этого не случилось. Одним из доказательств этого является сохранение в школах Казахстана предмета “Русская литература”. Бесспорной истиной является то, что во всех странах, несмотря на то, что обучение отраслям знаний в принципе схож, каждая страна выпускает свои учебники, обучает детей по своим учебным программам. Эта истина все еще не признается в Казахстане.

Необходима ли сегодня молодому поколению Казахстана “Русская литература”, не сходящая с советских до настоящего времени из учебных программ? Государство, желающее войти в ряд цивилизованных стран, не должно обучать школьников литературе только одной страны, бывшей метрополии, ибо это означает или отказ от признания изменений в обществе, или это все равно что считать русскую литературу единственной и сверхвеликой литературой в мире. Литературы всех народов мира, как и их языки, по своему — велики. Знание нашей молодежью только Пушкина и Лермонтова, Толстого и Тургенева не является открытием окна на весь мир. Большинство государств, созданные после распада советской власти, включили в школьные учебные программы вместо “Русской литературы” “Мировую литературу”. Они знакомят школьников с литературой Азии и Африки, Европы и Америки. Молодежь изучают английскую, французскую, арабскую, китайскую, японскую, киргизскую, узбекскую, таджикскую, татарскую, турецкую и др. литературу. Или Маркес и Тагор, Айни и Айтматов, Джек Лондон и Назым Хикмет считаются ниже, чем русские писатели? Так считалась, когда господствовала метрополия, и это воспринималось как “забота” “старшего брата” к образованию в колониях. Но разве мы сейчас не являемся суверенной страной? А ведь главный показатель суверенитета лежит и в этом вопросе.

Обучая школьников только литературе одной из диаспор, проживающих в Казахстане, Вы наносите невосполнимый урон в будущее нашей нации. Или есть закон, предусмотренный Конституцией, о том, что “необходимо обучать всех литературе диаспоры, доля которой превышает в стране 20 процентов от общего количества населения”?

Надо отметить, согласно проведенным нами исследованиям, 56,3 % опрошенных членов диаспор поддерживают идею включения в образовательный процесс “Мировую литературу” взамен “Русской литературы”. Этого же мнения придерживается 64,1 % молодежи диаспор. Надеемся, эти цифры не оставят Вас равнодушным к имеющейся проблеме.

Республиканское движение “Ұлт тағдыры” поднимая эту проблему, обращается к Вам со следующими 2-мя вопросами и ждет на них конкретного ответа:

  1. По каким конкретным причинам до настоящего времени сохраняется в учебной программе школ предмет “Русская литература”?
  2. Рассматривается ли вопрос перехода к внедрению в учебную программу предмета “Мировая литература” взамен “Русской литературы”?

Думаю, излишне напоминать о том, что согласно одному из главных принципов демократии представителям властных структур полагается объясняться перед гражданами и доказывать правоту своих взглядов.

Алматы, 16 апреля 2009 года