Краткость и ещё раз краткость
В мире — бум на новые лаконичные и упрощенные названия для партий. Старые, длинные и скучные наименования, где указывались идейная составляющая и историческое прошлое политических организаций, уходят в небытие. Вспомните из прежнего: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) или Всероссийская коммунистическая партия большевиков (ВКПб), Монгольская народно-революционная партия (МНРП), Объединенная трудовая партия КНДР и т.д. Из современного: Христианско-демократический союз — Христианско-социалистический союз (ХДС-ХСС) в Германии. Здесь явно не до краткости.
Сегодня в моде другие названия. Они в максимально сжатой форме отражают партийную идеологию: демократическую, консервативную или либеральную. Они опираются на конкретный вид политической деятельности: экологический, социальный, национальный, религиозный, профессиональный или какой-либо запоминающийся бренд, без всякой смысловой нагрузки. Иногда, для простоты звучания за основу берутся фамилии лидеров организаций. Пример: название партии “Яблоко” в России, где первые три буквы взяты у Явлинского, Болдырева и Лукина. Два последних политика в последствии ушли из партии, но её “фруктовый” оттенок остался до сих пор.
В погоне за экстравагантностью и пафосным звучанием, политические организации начинают придумывать всё более оригинальные названия. Например: “Народ Свободы” – правоцентристская партия, возглавляемая нынешним итальянским премьером Сильвио Берлускони. Кстати, именно итальянские партийцы одними из первых в Европе стали избавляться от прежних длинных наименований, и перешли к лаконичным, таким как: “Вперед Италия” (Правая консервативная партия), “Лига Севера” (Националисты севера), “Радуга” (Коалиция умеренных сил), “Маргаритка” (Центристская партия), “Красное знамя” (Коммунисты) и другие.
В России, до принятия закона о политических партиях, также можно было встретить их краткие и ёмкие названия. Например: партия “Воля” или партия “Жизни”. Хотя, по одним названиям сложно понять идеологию организации, но звучат они ярко и броско. Последним примером лаконичности стала Украина, где боксер Виталий Кличко недавно провозгласил создание партии “Удар” (Украинский демократический альянс за реформы).
Наименование может представлять произвольный набор из нескольких слов. Поэтому, в ряде стран имеются ограничения относительно длины названия. Например, в Исландии партии может быть отказано в регистрации из-за чрезмерно длинного названия: как правило, оно должно состоят не более чем из 6 слов. Теперь понятно, почему мир с трудом выговаривает имя исландского вулкана, взбудоражившего пол Европы.
В Казахстане с лаконичностью в названиях партий всё в порядке. Видимо сказались красота и лексическое богатство казахского языка. Речь степняков всегда отличалась краткостью и сжатостью. “Жақсы сөз — жан азығы” (Хорошее слово – опора для души) – говорят казахи. Поэтому большинство из них, как официально зарегистрированных, так и не зарегистрированных, уже давно “обзавелись” названиями, имеющими исторические, национальные или патриотические корни, такими как: “Алаш” (древнее название казахской земли), “Азат” (Свобода), “Азамат” (Гражданин), “Отан” (Отчизна), “Атамекен” (Земля предков) и т.д. Некоторые названия даже перекочевали к нашим ближайшим соседям. Например, имя “Ак Жол” (Светлый путь) было заимствовано партией, теперь уже бывшего президента Киргизии Курманбека Бакиева, у её казахстанского аналога.
Цвет имеет значение
Все политические партии ассоциируют себя с теми или иными цветами. Это делается для удобства избирателей и для того, чтобы отличаться от соперников на выборах. Красный цвет, как правило, является цветом левых и левоцентристских партий: коммунистов и социал-демократов. Цвета консервативных партий — синие и чёрные. Розовым обычно отмечаются “терпимые” социалисты, а жёлтым — либералы. Зелёный ассоциируется с зелеными (выступающими за защиту окружающей среды) и исламистскими партиями. Оранжевый цвет считается цветом национализма. Пурпурный — цветом монархии (как и белый), но редко используется современными партиями. Коричневый и чёрный обычно связывают с фашистами и неонацистами, а чёрный цвет — с анархистами.
С цветами и оттенками у наших политических организаций, по-видимому, есть проблемы. Иначе, как объяснить то, что традиционная красная роза – символ социал-демократии на логотипе Объединенной социал-демократической партии Казахстана предстает в светло-синих тонах. Вы когда-нибудь видели синюю розу? Видимо, решив исправить это несоответствие, продолжатель дела ОСДП – партия “Азат” объявила конкурс на разработку новой символики. Однако, на сайте партии, по-прежнему, красуется старый вариант её логотипа.
(Официальный логотип ОСДП)
Цвета официальной символики партии “Руханият”, перешедшей в разряд экологических организаций, также не соответствуют традиционному представлению о партии, выступающей в защиту окружающей среды. На её эмблеме, вместо зеленных оттенков, доминируют “холодные” синие тона.
(Официальный логотип Партии “Руханият”)
Представители организаций левого толка хорошо известны ярко красными оттенками своих политических брендов. Ни один партийный символ по узнаваемости не может составить конкуренцию коммунистическому серпу и молоту. Однако, помимо Компартии Казахстана, красный цвет использует и коммунистическая народная партия, возглавляемая Владиславом Косыревым.
(Официальный логотип Коммунистической народной партии Казахстана)
Проблемы с эмблемой
Символы могут серьёзно повлиять на успех партии и, нередко связаны с историческим выбором в жизни страны. Например, на референдуме в Кении в 2005 году по принятию новой конституции, граждане разделились на тех, кто выбрал символом банан (сторонники правительства) и апельсин (сторонники оппозиции). В итоге, победу одержали сторонники апельсина — так называемые “оранжевые”.
Всем хорошо известны символы двух конкурирующих американских партий: слона у республиканцев и осла у демократов. И если слон олицетворяет мощь и силу, то осёл – упорство и трудолюбие. Несмотря на извечное соперничество, символы двух партий сегодня стали национальным достоянием страны – таким же, как американский флаг и герб.
(Логотип Республиканской партии США) (Логотип Демократической партии США)
В России “звериная” символика в лице медведя прочно присутствует в образе правящей партии “Единая Россия”. Сами “единоросы” считают, что символ выбран весьма удачно: простой, лаконичный и понятный. Многие россияне уверены, что медведь — самый позитивный зверь в лесу, — у него нет недостатков. Он всегда добрый, сильный и по русской традиции является судьей и старшим товарищем. За рубежом Россия также ассоциируется с медведем.
(Официальный логотип партии “Единая Россия”)
Символика для партии играет такую же роль, как реклама для товара. Придя к урнам, избиратель должен сразу же идентифицировать свою партию и знать за кого отдавать свой голос. В некоторых странах с большой долей неграмотного населения, как Индия, Индонезия, Бангладеш и др., избиратели в бюллетенях помечают графу только с эмблемами политических партий.
В Казахстане официальные символы партийных организаций до сих пор страдают безликостью и отсутствием внятного идеологического смысла. Сегодня, по сути, нет ярких, запоминающихся и, одновременно, простых и понятных логотипов. Из девяти зарегистрированных политических партий по узнаваемости, пожалуй, можно выделить лишь “Ак Жол”. Её партийный символ с конем на светло-синем фоне имеет определенный смысл и идейную составляющую. Лошадь – животное красивое, грациозное и особо почитаемое казахами-кочевниками. Поэтому, политический бренд “Ак Жола”, наверняка, вызывает положительные эмоции.
(Официальный логотип ДП “Ак Жол”)
Считается, что символика является “скрытой концентрацией смыслов”, которые воздействуют на сознание, разум и эмоции. Специалисты отмечают, что если на эмблеме имеется более двух элементов – она становится сложнее для восприятия. У народно-демократической партии “Нур Отан” на логотипе расположены одновременно: карта Республики Казахстан, золотой воин, стоящий на спине сказочного барса, и шанырак – символ отчего дома. В этой связи, возникает закономерный вопрос: с каким, конкретно, из этих изображений избиратели должны ассоциировать правящую партию Казахстана?
(Официальный логотип НДП “Нур Отан”)
Аграрная партия “Ауыл” на своей эмблеме изобразила раскрытую книгу, золотой колос и конскую подкову – и всё на синем фоне. С колосом, вроде всё понятно. А в чём смысл всего остального?
(Официальный логотип аграрной партии “Ауыл”)
Так почему не интересна и мало привлекательна наша партийная атрибутика? Ответ на этот вопрос, видимо, следует искать в формальном и “непатриотичном” отношении наших граждан к главным символам страны — флагу, гербу и гимну. Грустно наблюдать, как в ходе очередных проверок “на местах” выявляются факты пренебрежительного отношения к государственным святыням. То герб не соответствует стандартам и размещен не там, где подобает, то – элементы на флаге не тех размеров и оттенков.
Понятно, что мы – не американцы, начинающие свой день с вывешивания национального флага на лужайке дома. Понятно, что мы – не россияне, знающие в лицо “главного” медведя страны. Мы имеем своё собственное “геральдическое” наследие и у нас никогда не было проблем с символами и атрибутами. Каждый казах знал отличительные знаки (тамги) своего рода и свою родословную (шежире). Но поучиться тому, как надо красиво “оформлять” и почитать символы: будь то страны или партии, у тех же американцев или россиян всё-таки стоит. И нам – простым гражданам, и — нашим политикам.
***
© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена