Социально отвечаешь?!

Роза Сулейменова: “Мне в Минкультуре сказали, что государство выделяет средства на освещение социальных проблем – где они?”

“Эгоизм – симптом недостатка любви к себе.
Кто себя не любит, вечно тревожится за себя”.

Эрих Фромм

Корпоративная социальная ответственность (КСО) касается не только бизнеса, но и всех корпораций в смысле организованных институтов – акиматы, министерства, СЭС и прочее. Социальная ответственность (СО) – это еще более широкое понятие, охватывающее граждан на личностном уровне. При этом, для многих граждан страны КСО и СО являются абстракциями. Они не обладают теоретическими знаниями об этом и не видят таких проявлений в повседневной жизни. Однако ситуацию надо изменять в корне, чему и было посвящено заседание КИПРа (Клуб Института политических решений) под названием “Механизмы реализации социальной ответственности”.

“От того, что компания говорит о себе “социально ответственная”, отношение к ней лучше не становится. Люди не понимают, что это означает”, – отметила Светлана Савченко, председатель Лиги потребителей Казахстана. Ее доклад назывался “Всемирные стандарты социальной ответственности”. Под СО принято понимать выпуск безопасной продукции, борьбу с коррупцией, корректное отношение к трудовому коллективу (по нормам трудового законодательства), экологичность (не вредить окружающей среде).

Сейчас в передовых государствах на повестке дня стоит ISO – 26000 (менеджмент стандартизации качества). Официально разработчики выступают за то, чтобы условия для человека везде были одинаковыми. Но встает проблема “сколько стоит социальная ответственность и как она влияет на конкурентоспособность бизнеса”. После 2012 года, Канада, США, Евросоюз и Австралия планируют прекратить торговые отношения с НЕсоциально ответственными компаниями из-за рубежа. Китай, Индия, арабские государства и другие крайне возмущены такими планами. Они напоминают Западу, что когда тот находился в стадии развития, то вредил и людям, и природе сверх всякой меры.

“Они защищают свой рынок, потому что там скоро некому будет платить налоги”, – объяснила позицию западных государств г-жа Савченко. Что касается Казахстана, то он вступает в эпоху ISO – 26000 c изобилием китайских товаров, многие из которых не соответствуют требованиям безопасности и здоровья потребителей с одной стороны, и ни одного отечественного конкурентоспособного производства с другой.

“Восприятие социальной ответственности обществом” – с такой презентацией выступила Айгуль Тагатова, ведущий специалист по проектам фонда “Евразия Центральной Азии”. Корпоративная социальная ответственность строится на том, что предприятия на добровольной основе интегрируют в свою производственную деятельность интересы общества и окружающей среды.

“Аудитория на селе вообще не представляет себе что такое социальная ответственность. В том числе из-за казахоязычных СМИ – ими эта тема не понимается и не поднимается. Нет специалистов, тренеров”, – обратила внимание г-жа Тагатова. КСО – это в основном формат деловых СМИ, а на казахском языке их нет.

“Бизнес порой готов заниматься социальной ответственностью, но не хочет делать эти проекты через акиматы”, – подчеркнула Айгуль Тагатова. Во всем мире корпоративная благотворительность осуществляется через НПО, где все прозрачно и подотчетно. В ходе дискуссии было заявлено, что государство упустило из поля зрения развитие институтов гражданского общества. В результате, даже когда есть деньги для социальных проектов, их ведут через акиматы, а это гораздо менее эффективно, чем с помощью специальных профилирующих неправительственных фондов. Они выступают администраторами между жертвователями и получателями помощи, выполняя свои функции максимально прозрачно.

Был задан вопрос, как реализовывать КСО в условиях местных реалий, где на горных шахтах вместо вентиляционных систем стоят муляжи. Их показывают чиновникам, те за взятки “принимают” их в качестве работающих и процесс продолжается. Ответы разделились от “заниматься просвещением и информированием общественности” до “сажать виновных”. Г-жа Тагатова акцентировала: “Алматы-Астана и другие регионы – это просто небо и земля”. Еще она отметила, что в карагандинском регионе СМИ активнее в подобных вопросах, чем на остальной нестоличной территории.

“Частная благотворительность превышает объемы корпоратива”, – сообщила Аружан Саин из добровольного общества “Милосердие”. Она поблагодарила двух сотовых операторов за то, что те объединились в нужной акции и у людей есть возможность осуществлять взносы по $2. Фонд специализируется на оказании помощи детям в тех дорогостоящих операциях, которые не делают на территории Казахстана. Сначала в год прооперировали 24 ребенка, потом 38, 65 и вот уже медицинская помощь оказана 224 детям. Все честно и прозрачно. Тем временем “на сайте Минздрава невозможно найти информацию, сколько потрачено денег налогоплательщиков на лечение тяжелых и неизлечимых заболеваний”.

Во время заседания КИПРа много внимания было уделено тому, что СМИ с неохотой освещают мероприятия, связанные с социальной ответственностью и благотворительностью. Когда речь заходит о фактах КСО, многие редакции воспринимают их в формате PR-акций. Г-жа Саин настаивает на необходимости целенаправленной работы с масс-медиа. Когда журналисты и редактора видят, что оказывается реальная помощь нуждающимся, то с охотой освещают такие события. Есть ведь еще и социальная ответственность СМИ.

“Мне в Минкультуре сказали, что государство выделяет средства на освещение социальных проблем – где они?” – задала отнюдь не риторический вопрос Роза Сулейменова, президент ОО “Центр САТР”. Ей по роду деятельности приходится часто слышать отказы, потому что тема “не интересная” с точки зрения читательской или телевизионной аудитории.

Наталья Еськова, ведущий специалист по PR компании Kcell, обратила внимание, что в массовом сознании населения корпоративная социальная ответственность ассоциируется с компаниями-гигантами. Однако у МСБ здесь тоже есть своя ниша, например, через механизмы шефства и наставничества (когда молодежи предоставляется возможность получить профессиональный опыт под руководством опытных специалистов). Что касается собственно Kcell, то в деле благотворительности компания работает только с НПО (например, благотворительный СМС-проект “Подари детям жизнь” с Аружан Саин). Единственное исключение сделали для художницы, инвалида по слуху, которая сама пришла со своими работами в офис, топ-менеджменту картины понравились и они проспонсировали ее поездку на выставку в Японию.

“Социальная ответственность должна быть коммерчески оправдана”, – подчеркнул Гайса Букетов, бизнес-консультант.

“Развитие социальной ответственности через налоговое стимулирование” – так назывался доклад Натальи Янцен, директора ОО “Формирование налоговой культуры”. В развитых странах государство через налоги (экономия денег) подтолкнуло людей и бизнес к благотворительности. “В Казахстане государство бросило клич про благотворительность, но в законодательстве ничего не сделало. Государство взимает деньги с благотворительности”, – особенно выделила она.

Г-жа Янцен сообщила, что согласно норме налогового кодекса бизнес имеет право в пределах 3% вычесть расходы на благотворительность из налогооблагаемой базы. “Это не стимулирование, а разрешение со стороны государства”, – прокомментировала специалист. Несколько особняком стоят нефтяные ТНК. В силу договоров по СРП они стоят особняком. Для них строить социальные объекты в местах деятельности с одной стороны обязанность (это прописано), а с другой все эти деньги идут на вычет. Для всех остальных, например, оказать благотворительность товаром – это значит попасть на двойной НДС. “Казкоммерцбанк” однажды имел из-за этого большие финансовые неприятности, поставив бесплатно медицинское оборудование на крупную сумму.

В США на благотворительность можно поставить на вычет 10% от дохода, в Литве – 40%. Но там все это под контролем мощного гражданского сектора.

“Между фондами должна быть конкуренция, чтобы больше ресурсов проходило через лучших. Бизнес должен работать через фонды с хорошей репутацией”, – высказал свою позицию Ерлан Смайлов, модератор КИПРа.

В той же Литве недостаточно просто заявить себя благотворительной организацией и начать получать деньги. Сперва, пару лет нужно поработать с небольшими бюджетами и доказать свою эффективность и пользу, а уже потом НПО получает более широкий пакет льгот. Четвертая власть – это гражданское общество. А СМИ – зеркало общества. Если общество мутное, то и зеркало соответствующее.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена