Прежние “ньюсмейкеры”: засуха в России и нестабильность в Киргизии

События за неделю

Главные экономические новости минувшей недели приходили с аграрного “фронта”.

В конце недели вступило в действие эмбарго на экспорт российского зерна на мировой рынок. Естественно, что для зерновой биржи это стало главным “раздражителем”, еще более ускорив рост цен на зерно, начавшийся еще в июле, сразу после заявлений российского премьера о возможности такого шага. Казахстанским властям пришлось действовать в противоречивой ситуации: российское эмбарго и погодные неурядицы в ряде других стран-производителей зерна гарантируют значительный рост цен и дальше. И Казахстан, раньше или позже, но выиграет от этого в любом случае, не зависимо от решения по предложенному Россией присоединения к ее эмбарго. Это гарантирует значительные экспортные прибыли. Но, “разогретый” внешний рынок зерна может сработать как “пылесос” для рынка внутреннего. К тому же, большой и платежеспособный спрос на зерно неизбежно поднимет цену на него для казахстанских потребителей.

Официальные лица Минсельхоза заявляют, что дефицита зерна на внутреннем рынке в любом случае не будет, учитывая и хороший прогноз на этот урожай, и запасы от прошлого. Однако, приходит на память история начала 2000-х годов, когда резкий рост мировых цен на нефть привел к скачку экспорта нефтепродуктов из Казахстана, роста цен на бензин солярку и угрозу дефицита их, что заставило правительство вмешаться, регламентируя вывоз.

Сейчас правительство и Минсельхоз пытаются влиять на ситуацию априори, через поставки зерна в те регионы, где будет его дефицит из-за неурожая и назначая устойчивую цену продажи в 20,5 тыс. тенге за тонну. Надо отдать должное своевременности этих шагов. Но что они дадут с точки зрения стабильности на внутреннем рынке зерна – вопрос открытый. Зависеть он будет от темпов роста цен на зерно в мире. Еще один аспект проблемы, это будущий год: если зерно этого и прошлогоднего урожая будет экспортироваться в большом объеме, то, даже благополучно дожив до следующей осени, будет ли наш внутренний рынок чувствовать себя уверенно? Ситуация в России в этом году ярко напомнила, что все мы живем в зоне рискованного земледелия, и неурожай может случиться в любой год в любой стране. Как быть, если в следующем году, не дай Бог, он придет к нам, а запасы 2009-2010-х годов будут в большой мере вывезены в этом году?

Следующая новость лет десять-двенадцать назад прозвучала бы как сенсация, претендующая на мировой значение, но сейчас на нее мало кто обратит внимание: снова переносятся сроки начала промышленной добычи нефти на пресловутом Кашагане. Слухи и полуофициальная информация об этом ходили все последние полгода, и вот в среду об этом заявил на отчете в “Самрук-Казыне” председателя правления НК “КазМунайГаз” Каиргельды Кабылдин. Сроки реализации второй фазы проекта, а именно с ней связана промышленная добыча нефти, могут быть перенесены на 2018-2019 годы. В последние годы, самые большие новости о Кашагане были как раз связаны с новыми отсрочками начала добычи нефти. Показательно, что один авторитетный и хорошо информированный сайт в информации об этом событии даже сбился в количестве этих отсрочек. Как и в прошлые разы, и теперь вряд ли последуют вразумительные объяснения причин, кроме самых общих, вроде заботы об экологической безопасности. Что после катастрофы в Мексиканском заливе звучит вполне убедительно, но кашаганскую “интригу” не проясняет. Зато совершенно ясно, что мечты о большой нефти уходят в далекую перспективу. За пределы всех мыслимых электоральных циклов.

Что удивило на минувшей неделе по настоящему, так это события вокруг алматинского метрополитена. Не смотря на всю его многострадальную историю, казалось, что теперь-то, после внимания к проекту на самом высоком уровне, метро не станет “ньюс-мейкером” скандалов. И вот забастовка рабочих с угрозой голодовки! На эту, конкретную, ситуацию, есть как бы два ракурса. Первый – почему такое возможно в столь важном проекте (а из-за многих проблем и долгой истории он обрел уже не только инфраструктурную, но и политическую значимость)? Второй – скандалы с невыплатой денег казахстанским рабочим иностранными компаниями-подрядчиками случались не раз и раньше, и после них ответственные госорганы обещали сделать оргвыводы и не допускать подобного впредь. И вот – снова такой же скандал. Вновь “проклятый вопрос” казахстанской жизни – об эффективности администрирования.

Трагично напомнила о себе на неделе еще одна непреходящая проблема – уровня безопасности пассажирских перевозок и вообще ситуации на дорогах. В Карагандинской области на автодороге “Алматы — Екатеринбург” произошло ДТП, в результате которого погибли пять человек. Вторая столь массовая гибель за последнее время, учитывая недавнюю аварию на юге страны. Похоже, что, с учетом более скромных масштабов, эта проблема у нас сопоставима с аналогичной в России. Во всяком случае, динамика таких происшествий, похоже, растет. Но у соседей она привлекает не в пример больше общественного внимания, чем у нас. Возможно, здесь могли бы проявить себя более активно надзорные органы. Подобно тому, как Генпрокуратура это сделала недавно в отношении безопасности полетов. Результаты работы по ее анализу были представлены на этой неделе, и оказалось, что нарушения правил эксплуатации авиатехники и требований безопасности полетов установлены в деятельности большинства авиакомпаний.

Напомнила о себе неожиданным образом на ушедшей неделе и “тюремная проблематика”. После актауского ЧП новое произошло в поселке Гранитный Зерендинского района Акмолинской области, где дошло до применения спецназа при подавлении бунта заключенных. Учащение таких событий привлекает внимание – часто они бывают “симптомами” проблем, не имеющих прямого отношения к пенитенциарной системе. Обычно ситуация в ней ухудшается либо из-за ухудшения условий содержания, а это результат бюджетных проблем, либо из-за активизации криминала, а это результат общего ослабления власти в государстве.

Наконец, из внешнеполитических событий наиболее важные для Казахстана опять происходили в Кыргызстане. Сначала появились сообщения о якобы имевших место пытках арестованных противников действующего правительства, затем произошло уже более конкретное событие: убийство бывшего губернатора Нарынской области. Все это вновь показывает, что соседняя страна очень далека от стабильности, вопреки заявлениям представителей правительства. И то, что Казахстану необходимо реагировать на это в виде работ по созданию полноценной системы контроля, а в перспективе, наверное, и охраны границы с Кыргызстаном. Другим направлением работы может быть поиск адекватных и влиятельных фигур в приграничных областях этой страны, чтобы в случае каких либо, вполне вероятных в будущем, форс-мажорных ситуаций, иметь в качестве контрагентов не формальных лидеров из Бишкека, а реальных региональных авторитетов.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена