Как бы пенсия будет, но не у всех

Паразитарная пенсионная система в паразитарной экономике

“Жить на пенсии было бы замечательно, если бы знать,
как тратить время, не тратя денег”.

NN

“Пенсионные фонды будущего не создают”, – отметил Ерлан Смайлов, модератор КИПРа (Клуб Института политических решений), подводя итоги заседания “Накопительная пенсионная система страны: гарантированные социальные стандарты или “пустые” инвестиции?” В ходе мероприятия участники достаточно подробно и понятно выяснили, почему все происходит именно так и в существующих условиях не может быть иначе.

Айдар Алибаев, президент Ассоциации пенсионных фондов Казахстана, выступил с презентацией “Где доходность? Что происходит с инвестированием пенсионных активов?” Средняя доходность в накопительной пенсионной системе составляет “ноль и плюс-минус чуть-чуть”.

Причина происходящего в монопольном характере казахстанской экономики (даже на финансовом рынке монополия мысли – нет конкуренции), тотальном импорте потребляемых товаров, коррупции, износе ЖКХ (большой уровень потерь в этих системах отражается на ценах). Это как бы общий фон, внутри которого оперирует накопительная пенсионная система. Еще сюда надо добавить более 20 правительственных программ, из которых ни одна не реализована. Их “сухой остаток” – это обваливающиеся мосты, неработающее закупленное дорогое медицинское оборудование, бракованные водоводы и т. п. Предложение сделать программу ФИИР (форсированное индустриально-инновационное развитие) национальной идеей г-н Алибаев прокомментировал как “абсурд не имеет потолка”.

Собственно пенсионные активы, которые перевалили за 2 трлн. тенге, распределены следующим образом. 45% (округленные цифры) находятся в ГЦБ (государственные ценные бумаги) с доходностью ниже уровня инфляции. Еще 15% в зарубежных ГЦБ и негосударственных ценных бумагах. 32% приходится на ценные бумаги казахстанских организаций и порядка 5% размещены на депозитах. Прибыль НПФ (накопительные пенсионные фонды) складывается из разницы между доходностью ценных бумаг и уровнем инфляции. Уровень инфляции в Казахстане высокий, но НПФ на эту ситуацию никак повлиять не могут.

Выход из сложившейся ситуации Айдар Алибаев видит так. Либерализация экономической и политической сферы жизни. Верховенство и соблюдение закона (в настоящее время факты несоблюдения контрактов стали настолько массовыми, что люди боятся осуществлять предоплату), гарантии частной собственности. Уменьшение коррупции. Изменение кадровой политики (нужно продвигать по заслугам, опыту и способностям). “Госаппарат надо сократить на 50% минимум”, – заявил докладчик. Задуманное сокращение на 15% он считает несущественным. Одновременно с этим ликвидировать не оправдавшие себя государственные институты вроде “СамрукКазына”, резко снизить лицензирование.

Стране необходимы долгосрочная экономическая и финансовая стабильность, сбалансированный и исполняемый (ситуация с неосвоенными 150 млрд. тенге никуда не годится) бюджет, низкий государственный долг. Реально выполняемые государственные программы также входят в рецепт оздоровления ситуации. “Пенсионные фонды в эти проблемы лбом уперлись”, – резюмировал г-н Алибаев. Без реализации предложенных выше моментов эмитентов на фондовой бирже не будет, ценных бумаг не будет и доходности пенсионных фондов тоже не будет.

Нурлан Искаков, председатель правления Центра развития Алматы, по проблеме малого количества эмитентов заметил: “Нельзя, чтобы любой табачный киоск имел право выпускать свои акции”.

По ходу дискуссии масса претензий была высказана в адрес АФН (Агентство финансового надзора). Известен случай, когда АО вышло на биржу выполнив все необходимые требования, продало свои бумаги (в том числе накопительным пенсионным фондам) и объявило дефолт. “Как так?” – постоянно звучал риторический вопрос.

“Доходность фондов все сильнее отстает от темпов инфляции”, – подчеркнул Иван Войцеховский, экономический обозреватель газеты “Караван”. Еще один злободневный вопрос – это скромные суммы на счету среднего вкладчика НПФ: можно ли будет потом на них жить?

Экономист Марат Каирленов обратил внимание на то, что при нынешних темпах накопления к моменту выхода на пенсию средний работник получит 750 тыс. тенге. “Ожидать, что доходность увеличится при текущих правилах игры – не приходится”, – констатировал он.

Юрий Храмков, экономист, добавил насчет самозанятых. 2,5 млн. человек накопительной пенсионной системой никак не охвачены. Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей, дополнил неблаговидную картину заявлением о том, что законом “О труде”, таможенным и налоговым кодексом самозанятые фактически вытолкнуты в сферу криминала.

“Пенсионные фонды действуют в тех условиях, в которые поставлены”, – подтвердил Иван Новиков, управляющий директор по инвестиционной деятельности АО “Евразийский НПФ”.

“В Казахстане реальная заработная плата последние десять лет растет и она опережает инфляцию, – считает Шамиль Дауранов, Аналитический центр при правительстве РК. – Программы правительства имеют некоторые изъяны, но правительство по ним работает”.

Канат Нуров, президент Научно-образовательного фонда “Аспандау”, сообщил, что по одной из экспертных оценок пенсионная система США потеряла $40 трлн. То есть, формально ценные бумаги в портфелях есть, но их ликвидности нет. Поэтому когда отечественным НПФ придется платить пенсии, то “на момент выплаты денег может не оказаться”.

Петр Потапов, генеральный директор АО “Vita”, рассказал о ситуации в компании. На сегодняшний день все пять заводов не работают, поскольку фирма находится в ситуации дефолта и ей нужны кредиты. “Vita” является эмитентом фондовой биржи и в ее кредитном портфеле 11 млрд. тенге пенсионных фондов. Пенсфонды готовы добавить денег, чтобы предприятие работало (в противном случае они свои деньги точно потеряют), но “Кайрат Келимбетов, Григорий Марченко и Елена Бахмутова не хотят давать деньги реальному сектору, вся финансово-экономическая система впала в ступор”.

Айдар Алимбаев акцентировал внимание на том, что в Чили, в отличие от Казахстана, на деньги накопительных пенсионных фондов строятся фабрики, заводы, порты. Предмет особой гордости чилийских НПФ, это создание на средства пенсионных активов конкурента для монополиста на рынке телефонии. После появления конкурентной среды цена телефонного звонка упала на 600%.

На вопрос о том, что будет происходить в стране, когда самозанятые и пенсионеры с 750 тыс. тенге на счете в массовом порядке достигнут пенсионного возраста, мнения разделились. “В стране будет социальная катастрофа”, – уверен Виктор Ямбаев. Иван Новиков заметил, что цифра в 750 тыс. тенге ни о чем не говорит – это как средняя температура по больнице, поэтому надо разбивать население по возрастам и регионам, тогда станет понятной конкретная ситуация.

Дискуссии продолжились в кулуарах уже после официального прекращения заседания. Основной лейтмотив – это паразитарная экономика страны. Она строится на продаже невозобновляемых природных ресурсов, а все другие отрасли реального сектора игнорируются или подавляются. Благодаря сырьевым долларам сохраняется возможность поддерживать сферу обслуживания и торговли. Но и они рухнут вслед за исчерпанием полезных ископаемых. А накопительная пенсионная система просто выступает составным блоком общей паразитарной экономики и ее ничего хорошего тоже не ждет.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена