Будет ли “Газпромнефть” поглощать “Гелиос” или “Город подумал ученья идут”

Алматы. 2 ноября. КазТАГ — Виктор Чанышев. Дисклеймер. Данная статья является плодом попытки анализа разрозненных данных из открытых и приоткрытых источников. Автор совсем не претендует на исчерпывающую полноту охвата, а лишь пытается известить общественность о назревающей проблеме.

***

Одним из основных аргументов противников создания Таможенного союза было повышение цен на нефтепродукты в Казахстане под уровень российского рынка. Нефтепродукты в РК — это наше все. Существование хотя бы на грани выживания для тех, кто обитает в отдаленных аулах, и для которых чиновник — это аульный аким, который и сам видел главу области только по областному телевидению.

Ну, а для десятка серьезных парней, которые контролируют приливы и отливы бензина по стране, нефтепродукты — это хлеб с маслом (и икрой), циррозная печень гуся (фуагра) на завтрак, личные самолеты, вилла на Лазурном берегу, небоскреб в ОАЭ или уютный 30-комнатный особняк с видом на Женевское озеро, там, где нет потных рабочих НПЗ, постылой жены (хоть и высокородной) и подальше от гигантского куска земли, где они делают деньги вахтовым методом.

Одним словом, не я первый скажу, что цена на нефтепродукты определяет практически все цены по стране. От овощей до компьютеров. В свете этого жесткий и даже жестокий контроль над рынком ГСМ республики крайне необходим. И это дело национальной безопасности, за которую у нас отвечает не только многострадальный КНБ, но и все без исключения государственные органы власти и управления — начиная с президента и вплоть до аульного акима, упомянутого выше.

Однако административная аксиома гласит: коллективная ответственность равна коллективной безответственности. Поэтому на рынке ГСМ мы регулярно наблюдаем сговоры, правонарушения. Зачастую дизель для посевных продают налево, а бензин Аи-95 на заправках отличается от Аи-92 не качеством переработки, а количеством присадок. Вместе с этим, Казахстан является крупнейшим производителем бензина в Центральной Азии и наши ГСМ победоносно вторгаются даже на афганский рынок (когда не против американские военные).

Само собой, оптовый и розничный рынок нефтепродуктов в РК ворочает миллиардами долларов и многими людьми высшей когорты в стране. Поэтому вход на рынок заправок и нефтебаз строго регламентируется законами Казахстана, а еще строже — золотой десяткой серьезных людей — не все из которых госслужащие. Злые языки говорят, что на такой рынок нет входных билетов, а есть регулярная арендная плата. И хозяин базара всегда может попросить арендатора выйти из игры.

Понятное дело: я думаю, что все это клевета на соц+ на демократическую действительность. Но был удивлен, когда “Газпронефть” закупила 20 заправок в Казахстане. Такое количество станций — несерьезный объем для одной из крупнейших компаний в мире. Ведь у одной из крупнейших розничных сетей РК – “Гелиоса” — не менее 250 заправок в республике. Да и у “Газпромнефти” есть прекрасный рынок — собственный, российский.

Хотя нам не жалко, когда компания из братской страны хочет помочь нам с развитием рынка. Однако становится страшно, когда сосед заходит попить чай в июле со своей зубной щеткой и зимними вещами. Судя по вложениям в строительство новых станций, российская компания здесь всерьез и надолго.

А что же “Гелиос”? Как он будет реагировать на вхождение прямого конкурента? Ведь у нас в розничной реализации ГСМ уже работают китайские компании! Один гость замечательно, второй тоже неплохо, но не останется ли голодным хозяин? Ведь “Гелиос” закупает нефтепродукты на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ), с которого планирует закупаться “Газпромнефть”.

И тут источники на ПНХЗ подсказали, что как только “Газпромнефть” объявила о покупке и постройке заправочных станций в Казахстане, завод снизил поставки “Гелиосу”. Хотя в руководстве павлодарского завода работают бывшие топ-менеджеры “Гелиоса”. В частности Шухрат Данбай, который руководил данной структурой с 2000 по 2003 год.

Был период, что поставки с завода на “Гелиос” полностью остановились, из-за чего генеральный директор розничной сети лично выехал на встречу с Ш.Данбаем. Менеджеры завода отрицают, что встреча состоялась, однако завод возобновил поставки, замороженные из-за процедурных моментов.

И тут, в конце лета, “Сургутнефтегаз”, который обычно поставлял нефть “Гелиосу”, также начинает подтормаживать с поставками сырья своему казахстанскому партнеру по многочисленным поводам, без конкретных причин. И снижение поставок происходит до сих пор.

Российский нефтяной эксперт опрошенный агентством предполагает, что действия “Сургутнефтегаза” играют на руку “Газпромнефти”, у которой нет никаких проблем с сырьевой базой.

Аналитик предполагает, что идет попытка поглощения “Гелиоса” российской компанией. Недружественное оно будет или “мягко” недружественное — зависит от конкретной ситуации на рынке. На мой взгляд, для поглощения “Гелиос” лишали сырьевой базы, подорвали уровень продаж в период уборки урожая, чтобы добиться снижения цены компании. Вероятно, именно этим объясняется нынешняя невыгодная ситуация, когда цены на заправках “Гелиоса” вынужденно выше, чем у китайских ритейлеров.

Лишне говорить, что с территории Казахстана удобно поставлять нефтепродукты на авиабазы в Кыргызстане и военной коалиции в Афганистане. Тем более, что Россия уже поставляет вертолеты в Афган.

Возникает вопрос. Кто и зачем помогает российской компании зайти на наш рынок и выработать первоначальную стратегию? Ситуация мне очень напомнила совсем недавние сообщения о намерениях китайских Jilin Grain и Oriental Patron начать сеять сою на миллионе гектаров нашей земли. В случае с сельским хозяйством были многочисленные статьи, ссылки на совещания “по вопросу привлечения инвестиций для развития производства и переработки сои” в ноябре 2009 года. Не было ли подобных совещаний перед заходом российской сети на казахстанский рынок? Не получается ли, что наш рынок подготавливают к доминированию на нем нерезидентов?

Кстати, традиционная казахстанская практика такова, что все крупные слияния и поглощения (заказы и контракты с иностранными компаниями) обычно проходят в оффшорных безналоговых зонах. Кто бы сомневался или удивлялся такому положению вещей?

Так останется ли казахстанская компания главенствующей на отечественном рынке нефтепродуктов или будет поглощена российской, под нажимом обстоятельств — вопрос совсем не праздный, а касающийся многих рядовых граждан.