Таможенный союз: первые итоги

“Таможенный союз: от теории к практике” — такова тема “круглого стола”, прошедшего вчера в Астане под эгидой информационного агентства Интерфакс. Его участники говорили о первых итогах работы в рамках Таможенного союза трех государств – Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь, который начал действовать с 1 июля 2010 года и стал одним из самых значительных событий на постсоветском пространстве.

О том, что удалось сделать, а что – нет, — эксклюзивный комментарий “Зоне.кз” модератора “круглого стола”, известного экономиста, председателя Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесовой:

— О некоторых итогах уже можно говорить, потому что на самом деле Таможенный союз стал реальностью жизни стран — его участниц. Другой вопрос, что не все нормативные документы еще подготовлены и что-то еще на ходу корректируется.

Так, одним из итогов ТС надо считать тот факт, что с 1 января 2010 года, начали действовать единые ставки таможенных пошлин. Были тяжелые, многолетние переговоры, чуть ли не каждый день проводили “круглые столы”. Но, на мой взгляд, стадия переговоров об единых ставках – это самое легкое, что предшествовало вступлению в силу Таможенного союза.

Реально Таможенный союз начал функционировать с 1 июля, когда вступил в действие Таможенный кодекс и стали упрощаться все таможенные процедуры. Таможенные органы Казахстана и России стали лучше понимать друг друга. Таможенники наших стран уже наработали какую-то практику, оформление документов уже происходит легче.

Я специально просмотрела статистику по экспорту и импорту. В Казахстане и России за 8 месяцев увеличился товарооборот по сравнению с прошлым годом.

Но проблем еще много. Потому что многие риски, которые были характерны и до начала функционирования Таможенного союза, — они остались. Это, в частности, определение таможенной стоимости товара. Это меры нетарифного регулирования.

Конечно, мы в Казахстане делали многое для разработки Таможенного кодекса по новому проекту. Мы очень многое хотели либерализовать, потому что объективно в Казахстане и раньше таможенное законодательство было более либеральным, чем в Российской Федерации.

Но, как я понимаю, во время переговоров нашим государственным органам пришлось пойти на какие-то уступки российской стороне, и то многое либеральное, что предлагал Казахстан, пока не совсем удалось осуществить. Но, честно сказать, это все равно компромисс.

Нам удалось кое-что “пробить” из проекта казахстанского варианта Таможенного кодекса в союзный. Это, в частности, то, что введен институт уполномоченных экономических операторов. Это касается крупных предприятий, которые в зоне зеленого коридора провозят свои товары большими партиями. Такой институт впервые создан как в Казахстане, так и в России. Я внимательно читаю казахстанскую и российскую прессу и делаю вывод: российские предприниматели это оценивают очень хорошо.

— А что не удалось и почему?

— Мы все-таки хотели систему оценки рисков сделать более живой, более детальной, чтобы ею все могли пользоваться. Но этого не получилось. Она осталось в прежнем виде.

Мы хотели в существенном виде снизить количество документов, которые представляют участники внешнеэкономической деятельности. К сожалению, этого тоже не получилось.

Также мы хотели, чтобы были приняты наши предложения по одному из самых проблемных моментов – это определение таможенной стоимости товара. По этому вопросу обычно возникают жесткие споры. Однако наши предложения не прошли. Отчасти потому, что таможенники “давят”. И их можно понять, потому что у них существуют планы по сбору налогов.

Но, надо отметить, в условиях Таможенного союза много функций будут передаваться наднациональному его органу. И мы надеемся, что наши предложения постепенно будут приниматься. По крайней мере, то, что предлагают казахстанские Ассоциации брокеров и налогоплательщиков, поддерживают наши государственные органы.

— Хорошо, Таможенный союз – это реалии нашей жизни. Но не за горами создание Единого экономического пространства. Что ожидает Казахстан в его условиях?

— Я как старый аппаратчик и старый экономист, хотела бы сказать, что мне кажется все-таки, вопрос в том, что у нас, в министерстве экономики нет внятной среднесрочной и долгосрочной политики.

Нужен документ, который четко описывает, что будет завтра, что будет на следующий год, какие будут перспективы во взаимоотношениях со странами ТС, другими странами. Такой документ крайне важен и для предпринимателей.

Особенно меня беспокоит вопрос, как гражданина и как экономиста, что будет после того, как будут подписаны все документы по Единому экономическому пространству.

До подписания Единого экономического пространства остается менее года. Может я ошибаюсь, но такое впечатление, что в министерстве экономики пока никто не понимает и никто не видит ответа на многие вопросы по ЕЭП.

В министерстве экономики все время дают документы на 500 страницах, из которых ничего не понятно. Но самое сложное – дать документ на двух страницах. Мы просим: объясните, как будут развиваться экономики Казахстана и России после вступления в силу Единого экономического пространства. А нам отвечают, что подписано 20 соглашений. Ну и что? Пусть даже если этих соглашений будет 30. Какова будет экономическая политика государств – участников ЕЭП? К сожалению, ответа на это самый сложный вопрос нет.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена