Как живете, караси? Ничего себе, мерси!

Бой курантов не слишком внятный звук, чтобы отметить границу чего-либо, но такова традиция — в конце года подводить итоги, “подбивать бабки”, подсчитывать потери и приобретения.

Попытаемся бросить панорамный взгляд на уходящий год, придерживаясь строгих фактов, отражённых сводками информационных агентств.

Год был как год, что календарный, что политический. Наша большая, бестолковая, больная страна простилась с парой-тройкой старых иллюзий, обзавелась парой-тройкой новых.

Неизменной осталась господствующая в жизни страны ложь, большая и малая, окостеневшая, омертвелая, подавляющая возможность дышать, переживать и мыслить и давящая всё вокруг “кристальная, пьянящая человеческая глупость”.

Мы привычно весь год наблюдали, как неумные вожди оппозиции нагнетали истерию, не имея дельных рецептов, а косные, корыстные, некомпетентные министерства-ведомства государства в силу своего многоступенчатого идиотизма совершали свои идиотские реформы.

Мы вздохнули горестно всей страной “Как же нас мало то…”, когда были объявлены итоги переписи — 16 млн. 196 тыс. 800 человек, и тут же подвергли резонному сомнению сведения, что по итогам этой же переписи в Казахстане 70,2% населения исповедуют ислам. А кто же тогда потребляет раблезианское количество реализуемой алкогольной и табачной продукции, неужели оставшиеся неполные 30 процентов христиан, буддистов и Свидетелей Иеговы?

Мы брезгливо слушали стенания о казахском языке вышедших в тираж “инженеров человеческих душ”, которому они не научили собственных детей.

Мы заученно ужаснулись масштабам кызылагашской трагедии и так же заученно ругали власти за бестолковую организацию помощи пострадавшим и сокрытие подлинного количества погибших. Из всего огромного потока информации о трагедии в Кызылагаше, более всего поразило, что виновник бедствия, уже находясь под арестом, прислал кызылагашцам не покаянное письмо с мольбой о прощении, а поэму в стихах! “Не вынесла душа поэта позора мелочных обид”.

Мы недоумённо пожали плечами, когда Совет министров обороны СНГ объявил, что казахстанская армия является одной из лучших на территории бывшего СССР: “Позвольте, как же она лучшая, когда рядовые этой армии ходят по улицам, выпрашивая у прохожих деньги на хлеб и каждую божью неделю родителям отправляют из этой армии ящики с трупами замученных до смерти детей”?

Мы простились окончательно с верой в банки, и особенно – в банкиров, и поняли окончательно и бесповоротно, что в нашей стране ни в коем случае нельзя становиться участником долевого строительства.

Мы в который уже раз убедились в том, что футбольную сборную страны надобно разогнать и порадовались за наших хоккеистов, которые впрямь в нынешнем году молодцы.

Мы слегка удивились, когда Святейший Патриарх Кирилл выступил перед жителями Алматы почему-то в оперном театре имени Абая, подобно какому-нибудь пронафталиненному итальянскому тенору или побитой молью российской эстрадной “звезде”. И нисколько не удивились, когда в Семее в Воскресенском соборе замироточила икона, а в Байдибекском районе Южно-Казахстанской области служитель мечети похитил сейф с пожертвованиями.

Мы с равнодушием восприняли весть о запрете на ввоз на территорию страны “курительных травяных смесей (миксов), создающих угрозу возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний и отравлений”: “Что это ещё за курительные смеси, первый раз слышу о таких?!”.

А вот побег из страны с кучей денег бывшего председателя Агентства РК по статистике Анар Мешимбаевой достаточно бурно обсуждался в кулуарах : “Надо же, на вид мышь мышью, а глянь, что выкинула! Не иначе, как у неё здесь “крыша” осталась, как пить дать не поймают…” И точно, как в воду глядели наши умудрённые жизнью граждане: “Вопрос о санкционировании ареста в отношении экс-главы агентства по статистике Анар Мешимбаевой, обвиняемой в хищении средств, выделенных на проведение национальной переписи населения в 2009 году, в суд не поступал. Более того, А.Касимов отметил, что органам следствия известно, что госпожа А.Мешимбаева в настоящее время проживает в Москве”.

Мы злорадно произнесли заезженное “Вор должен сидеть…”, когда Прокуратурой было вынесено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства … о предоставлении осужденного А. Белялова к условно-досрочному освобождению”.

Мы посетовали с горькой усмешкой, что наши мажилисмены совершенно не умеют оборачивать в свою пользу происки недоброжелателей. Господин Токпакбаев мог многозначительно промолчать, тем самым заработав одобрительные “очки” у мужской части электората — “высот разврата человек достиг!”, и притворно-преувеличенное возмущение его женской части, когда в сети появился известный теперь каждому Интернет-юзеру ролик с постельными экзерсисами “человека, очень похожего на Токпакбаева, в компании с молодой женщиной”. Вместо этого депутат глупейшим образом открещивался и опровергал инсинуации: “Они порочат мою честь и достоинство, поскольку не соответствуют действительности и изображают меня, как участника действий с молодой женщиной”.

Мы разделились на три лагеря: “Вор должен сидеть в тюрьме”, “Жалко парня, он не главный вор в нашем государстве..” и “Чума на оба ваших дома”, когда экс-глава «Казатомпрома» Мухтар Джакишев был приговорен к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Восхитила своим поведением супруга Джакишева. В лучшую пору своей жизни появлявшаяся исключительно в глянцевых журналах как средоточие всех мыслимых дамских добродетелей (икона стиля, мать пятерых детей, успешный дизайнер интерьеров, радушная хозяйка изысканного дома), Джамиля Джакишева показала себя не фифой, а безупречной, идеальной женой, вставшей горой за мужа, в одночасье потерявшего влияние, богатство, лоск, здоровье и подло преданного своими топ-менеджерами.

Мы опять произнесли дурацкое словосочетание “плохая экология”, когда узнали, что “в Караганде выпал снег желтого цвета”, “погибло 3,2 тысячи сайгаков”, “на реке Урал из 80 естественных нерестилищ осталось всего 13”, “на побережье Каспийского моря были обнаружены 832 мертвых тюленя”, а численность снежного барса в Казахстане продолжает снижаться и на сегодняшний день составляет всего порядка 100-120 особей”. Хотя с барсами расправляется не экология, а несознательная браконьерская общественность, а подаренные нашим президентом самка барса и барсенок, обнаруженные 20 апреля среди других животных в частном зоопарке Курманбека Бакиева, умерли от голода.

А когда было объявлено, что “Казахстан входит в первую двадцатку по степени минимального воздействия на окружающую среду”, то мы не знали, как реагировать, потому как непонятно — минимальное воздействие на окружающую среду – это хорошо или плохо?

Мы “братались” в этом году с Россией, Францией, Германией, Кореей (Южной), Грузией, Украиной, ООН и лично Его Королевским Высочеством герцогом Йоркским.

С Киргизией, ближайшим соседом, отношения складывались куда как более драматично. После известного переворота, власть помогла Бакиеву бежать из Киргизии, указывала на неё с укоризненным, обращённым к своему народу “Вы этого хотите?”, а мы ужасались количеству истерзанных трупов, сожжённых домов и толпам беженцев на границе. Новая власть в Киргизии попыталась было национализировать четыре казахстанских пансионата на Иссык-Куле и перекрыла было поставку поливной воды в южные регионы, но быстренько одумалась, поняв, что не след ругаться с соседом, от которого легко можно получить щелчок по носу.

Мы с изумлением наблюдали, как министр здравоохранения охраняет своё “пошатнувшееся” здоровье, вовлекая в “инсультный” бенефис своих подчинённых, вынужденных “ему подушки поправлять, печально подносить лекарство”. И неделю после его разоблачения здоровались со всеми свежеиспечённым приветствием “Инсульт-привет!”. Одна из участниц его постановки умерла после допросов, а министр ничего, крепкий мужик оказался, поди ещё отбрешется от “наветов” финпола.

Когда политическое устройство нашей страны описывают как суперпрезидентскую республику или президентское самодержавие, спорить с этой формулировкой трудно. Лидер нации отныне и навеки «не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в период исполнения им полномочий президента РК — лидера нации, а после их прекращения — связанные с осуществлением своего статуса первого президента РК — лидера нации… Наряду с этим он не может быть подвергнут задержанию, аресту, обыску, допросу и личному досмотру».

Президент и вёл себя весь год как полагается вести себя лидеру, патриарху, отцу большого семейства, например, “в ходе посещения воинской части, вместе с военнослужащими спел песню военных лет «Катюша» и пообедал на полевой кухне”. А ещё поучал, наставлял, “раздавал” тумаки, затрещины и оплеухи, произнося фразы, апокалиптически-комичные как по форме, так и по содержанию;

«Урок первый — жить по средствам и скромно. Не так, как вы в первые годы себя вели: жили как будто пуп Земли, на «Ланд Крузерах» с охраной по 10 человек, всех расталкивая, ездили. Вот так вы себя вели. Нельзя за границы выходить, если даже средства есть, не быть бельмом на глазу у простого народа», … » надо экономить во всем, готовиться к плохим временам»… … “К 2020 году экономика Казахстана вырастет на 150%”. … “Некоторые смотрят на государственные деньги, как на деньги, которые у врага захвачены. Расходуем как можно больше, вместо того, чтобы экономить”. Не возразишь…

А ещё президент пристыдил мужчин, которые «лежат на диване и живут за счет женщин: Бывает все хорошо, бывает безработица. И некоторые мужчины, пользуясь этим, ложатся на диван и думают: «Вот я лежу и думаю, как заработать деньги». Вот так думают, думают и так к этому привыкают, что не хотят потом с дивана подниматься. Самые худшие мужчины стали жить за счет женщин. Это позор. Ищут таких женщин, за счет которых будут жить. Женщины не должны этого позволять… Мужчина должен быть мужчиной. Раньше в порядке вещей было создавать для женщин лучшие условия».

Дамы, участницы восьмимартовского “пати”, с трепетом внимавшие президенту, были очень, очень довольны.

В ходе IX Евразийского медиафорума генсекретарь Конфедерации журналистских союзов Ашот Джазоян заявил, что в современных СМИ не хватает хороших «вестей с полей». А ведь прав господин Джазоян. Что это мы всё о плохом, да о плохом. Случалось ведь и хорошее, например, почти рождественская история с похищением из роддома. Похитила женщина из алматинского роддома маленького Ратмира, а полиция вернула его через три дня. Ну разве это плохая весть?

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена