Генпрокуратура посчитала зарплату нефтяников

Почти четыре месяца бастуют казахстанские нефтяники. Основное их требование — улучшение условий оплаты труда, в частности, повышение заработной платы.

Генеральная прокуратура завершила анализ системы оплаты труда на предприятиях нефтегазового сектора Мангистауской области. Что выявлено?

По данным органов статистики, среднемесячная номинальная заработная плата работника в Казахстане по состоянию на 1 апреля этого года составила 83,2 тыс. тенге, в Мангистауской области — 138,3 тыс. Больше всех получают в Атырауской — 164,3 тыс.

При среднемесячной заработной плате в промышленной отрасли в целом по стране в 101 тыс. тенге в Мангистауской области она составляет 195,4 тыс., в том числе в нефтегазовой отрасли 242,8 тыс. Эти же показатели в Актюбинской области составляют 91,6 тыс., в том числе в нефтегазовой отрасли — 112 тыс., в Кызылординской — 70 и 115 тыс. тенге соответственно.

В западном регионе страны в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности (куда входит и нефтегазовый сектор), зарегистрировано 163 предприятия, где работают 68,4 тыс. человек, в том числе на тяжелых работах — 28,4 тыс.

Кроме того, бастующие нефтяники не согласны с разницей в оплате труда работников производственного и административно-управленческого персонала.

Анализ, проведенный генпрокуратурой, показал, что размер ежемесячной заработной платы работников управленческого персонала АО “РД КазМунайГаз” (без учета суммы вознаграждения по итогам работы за год и с вычетом сумм индивидуального подоходного налога и обязательных пенсионных выплат) составляет:

— ведущий специалист — от 269 тыс. до 510 тыс.тенге;

— младший специалист — от 215тыс. до 241 тыс.;

— специалист — от 120 тыс. до 152 тыс.тенге.

При определении средней месячной заработной платы работников (за вычетом ОПФ и ИПН) установлено, что ее размер варьируется в зависимости от специальности и профессии работника. Так, она составляет в:

— АО “Каражанбасмунай” — от 93 тыс. (уборщик) до 278 тыс. тенге (оператор по добыче нефти 6-го разряда);

— ТОО “Тулпармунай” — от 161 тыс. (такелажник на монтаже) до 324 тыс. (мастер бригады бурения);

— ТОО “Аргымактранссервис” — от 131 тыс. (мойщик автомобилей) до 202 тыс. (машинист цементированного агрегата);

— ПФ “Озенмунайгаз” АО “РД КМГ” — от 76 тыс. (уборщик) до 339 тыс.тенге (оператор подземного ремонта скважин).

Отличия в системе оплаты труда связаны со спецификой работ, должностных обязанностей, уровнем сложности и меры ответственности за принимаемые решения. Кроме того, как известно, оплата труда работников производственного персонала по условиям коллективного договора основана на тарифной системе, т.е. повременной оплате труда, тогда как при расчете оплаты труда управленческого персонала применяется окладная система, поясняют в генпрокуратуре.

По информации АО “РД КМГ”, компанией периодически проводится сравнительный анализ уровней расходов и заработных плат с показателями иных нефтедобывающих компаний, в том числе иностранных. Результаты таких мониторингов показывают, что заработная плата производственного персонала, работающего на казахстанских месторождениях, выше заработной платы работников аналогичных российских компаний, заработная плата среднего уровня (инженерно-технический состав филиала) примерно одинаковая, а зарплата основного состава верхнего звена управления ниже в два-три раза.

Так, оператор 5-го разряда по ремонту скважин на предприятиях Волго-Уральского региона России получает 780 долларов США, в Западной Сибири — 1100, тогда как в ПФ “Озенмунайгаз” — 2 760 долларов. Зарплата оператора подземного ремонта скважин 5-го разряда на предприятиях Волго-Уральского региона, Западной Сибири, ПФ “Озенмунайгаз” и ТОО “СП Казгермунай” составляет, соответственно, 609, 870, 1570 и 1186 долларов. Средний размер заработной платы производственного персонала на аналогичных предприятиях Мангистауского региона варьируется от 96 тыс. до 211 тыс. тенге.

Таким образом, уровень заработной платы в нефтегазовом секторе Мангистауской области является одним из самых высоких в стране, что вкупе с соблюдением требований законодательных норм о минимальных стандартах оплаты труда свидетельствует о незаконности требований, которые выдвигали бастующие, резюмирует главный надзорный орган страны.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена