“Гюльчетай” открывает “личико”

События в Жанаозене, последовавшая вслед за ними отставка главы Национального фонда благосостояния “Самрук-Казына” заставили многих замереть в ожидании. Какие организационные и кадровые решения примет Президент Нурсултан Назарбаев? Ведь “Самрук-Казына” — это не просто особый случай. “Самрук-Казына” — это, по мнению людей сведущих, “правительство в правительстве”, в систему входит более 500 компаний.

“Чего только у нас нет!”

Умирзак Естаевич не стал долго испытывать ожидания. Буквально в считанные дни последовали меры по избавлению от нафталиновой структуры управления и неудачного менеджмента.

3 февраля расширенное совещание АО “Самрук-Казына” состоялось в обновленном составе. Говоря о принципах корпоративного управления, новый глава Фонда предельно ясно обозначил свою позицию: “С неэффективными менеджерами будем расставаться. Сейчас, после критики Президента, ходит много разговоров, что Фонд будет избавляться от сотрудников, которые являются родственниками известных людей. Это совершенно неверная трактовка слов Президента. Оценка работников будет осуществляться по профессиональным качествам.

Управляющих директоров Фонда необходимо оценивать как по результатам деятельности курируемых компаний, так по тому вкладу, который они внесли в развитие группы в целом”.

Самая резонансная тема последних дней — оптимизация аппарата управления. Сотрудники всех Национальных компаний, входящих в структуру “Самрук-Казына”, уже получили соответствующие уведомления о предстоящих сокращениях.

Оптимизацию Умирзак Шукеев начал, как говорится, “с себя”. Аппарат “Самрук-Казына” с 210 человек сократился до 140 – в каждом департаменте по два-три человека. Для компании, которая управляет группой с общей численностью персонала более 320 тысяч человек, это нормально, считает глава Фонда.

АО “Разведка Добыча “КазМунайГаз”” сокращается на 50%. На 25% — “КазМунайГаз”, “КазахстанТемирЖолы” уже сократился на 15%, но в течение предстоящих двух лет в резерве на оптимизацию тут еще 17% сотрудников.

“Далее эту работу необходимо провести во всех компаниях. В системе более 500 компаний — куда это годится? Если какое-то здание строится, создается специальная компания-заказчик. Потом к нему создается компания-подрядчик. Потом к нему создается компания — технический надзор. Все такие вещи мы будем убирать. Чего только нет у нас!”, — возмутился Умирзак Шукеев, завершая тему оптимизации. И пояснил: речь не идет о механическом сокращении. Все делается для повышения эффективности работы, исключения дублирования функций.

Список Шукеева

Кардинально меняется сама управленческая структура Фонда. Она разделена на четыре блока.

Финансово-экономический возглавила Елена Бахмутова. В отличие от действовавшей ранее структуры по этому блоку выделен отдельный департамент казначейства — для повышения эффективности использования свободных средств.

Стратегический блок возглавил Куандык Бишимбаев. Он отвечает за вопросы стратегического развития, казахстанского содержания, инновационной политики, инвестиционных проектов и специальных отраслевых программ — жилищного строительства, Народного IPO.

В этом блоке создается специальный департамент казахстанского содержания.

Операционно-производственный включает в себя три базовые отрасли – нефтегазовая, горно-металлургическая и энергетика (Малик Салимгиреев, Куаныш Бектемиров, Нуржан Байдаулетов). Этот блок будет курировать сам Умирзак Шукеев.

Обеспечивающий – это юридическая служба, службы корпоративного управления, управления рисками, аудита и контроля, управления человеческими ресурсами. Его возглавил Дархан Калетаев.

“Решения будут проходить вертикально. Никаких бесконечных обсуждений, киваний друг на друга, по кругу запускания бумаг не должно быть”, — жестко предупредил всех председатель правления “Самрук-Казына”.

Кроме того, созданы четыре комитета: кредитный, оценки и планирования, инвестиционно-инновационный и кадровый.

Выводы делайте сами!

Умирзак Шукеев напомнил участникам совещания о событиях в Жанаозене: “Все мы знаем, что первопричиной этих событий был трудовой конфликт на наших предприятиях. Поэтому нам необходимо сделать выводы из этой ситуации”.

Правительство, Фонд “Самрук-Казына”, компания “КазМунайГаз”, фонд “Даму”, как известно, оказали поддержку мангистаускому региону. Пострадавшие получили помощь, восстанавливаются поврежденные объекты. Потерявшие работу нефтяники трудоустроены.

При “Озенмунайгазе” и “Каражанбасмунае” созданы две сервисные компании с численностью работников 1070 и 1000 человек соответственно, хотя в дни забастовки нефтяников было уволено 1983 человека. Уже на работу принято 1986 человек. Их зарплата осталась на прежнем уровне — от 170 до 270 тыс. тенге.

Кроме того, в рамках комплексного плана развития Жанаозена по линии Фонда “Самрук-Казына” прорабатывается 16 проектов, направленных на стабилизацию социально-экономического положения в городе, создание новых производств и рабочих мест, развитие экономики региона. Речь идет о таких проектах, как запуск специального производства для ремонта нефтепромыслового оборудования, миниНПЗ, открытии нефтеналивного терминала, базы поддержки морских нефтяных операций и судоремонтного завода в селе Курык.

На месторождениях “Озенмунайгаз” будет реализован специальный комплекс мероприятий, которые за счет внедрения новых технологий позволят стабилизировать добычу и продлить срок их эксплуатации. Такие же проекты будут реализованы на Каражанбасе, Эмбе и других месторождениях. Параллельно будет продолжена геологоразведка.

В Актау будет запущено производство дорожных битумов. Также будет развиваться инфраструктура вдоль железной дороги от Узеня до границы с Туркменистаном.

Реализация этих мер будет способствовать решению многих проблем жителей Жанаозена, — уверен Умирзак Шукеев. Тем не менее… .

“Мы имеем многотысячные коллективы в своих компаниях, поэтому правильные выводы очень важны.

Первый урок, который мы получили в Жанаозене, – это полная неготовность к решению трудовых конфликтов. Вместо того, чтобы выстроить диалог, были сделаны неправильные, с точки зрения социально-трудовых отношений, шаги, которые только усложнили положение. Поэтому мы должны принять системные меры по недопущению трудовых конфликтов, а в случае их возникновения – по разрешению в цивилизованном порядке.

Наша задача, сделать все необходимое, чтобы свести к нулю возможность повторения подобных ситуаций”, — подчеркнул он. .

Практика, когда предприятия находятся в регионах, а руководство управляет ими из Астаны, отныне будет прекращена. Руководители должны хорошо знать проблемы людей и решать их лично, а для этого они должны жить и работать на местах.

Для упреждения конфликтов в Фонде создана рабочая группа по анализу и совершенствованию практики социально-трудовых отношений.

Также при Фонде создается Центр социального партнерства. Его руководителем назначен хорошо известный всем казахстанцам общественный деятель Нурлан Еримбетов. В его задачи входит держать на пульсе социальное самочувствие населения в регионах.

Продолжение следует

… На пленарном заседании сената парламента, где обсуждался законопроект о Фонде “Самрук-Казына” сокрушительной критике деятельность Фонда подвергли депутаты Светлана Жалмагамбетова и Гани Касымов. В частности, они говорили: “За 4 года ни одно убыточное предприятие не было спасено, а новые после их презентации закрывались; кроме распределения антикризисных средств, направления денег на строительство крупных производств, прокручивания государственных денег на депозитах частных банков, Фонд ничем не занимался; за 4 года из бюджета было выкачено более 1 триллиона тенге”.

На расширенном совещании АО “Самрук-Казына” “личико” самой завораживающей и загадочной компании, кажется, приоткрылось. Чтобы увидеть его, мы решили не ограничиться одной публикацией. Новые подробности о деятельности Фонда – в последующих номерах нашей газеты “ZONA.kz”.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена