Александр Князев: “Раскол Киргизии не выглядит чем-то невероятным”

Национальная идея - “Я тоже хочу посидеть президентом”

“Успеем добежать до казахской границы…”

Присказка киргизских президентов

“Для Киргизии, для Казахстана, для самой России сужается время многовекторности. Игры закончились. Глобальная конкуренция нарастает”, – указал Александр Князев, востоковед, на экспертной встрече “Кыргызстан сегодня. Значение для Казахстана и евразийской интеграции”. Мероприятие прошло в КИПРе (Клуб Института политических решений) и было совмещено с презентацией книги Александра Князева “Векторы и парадигмы киргизской независимости (очерки постсоветской истории)”.

“Я историк современности”, – так отрекомендовался Александр Князев в начале экспертной встречи. Презентованная книга имеет очерковую форму и, по словам автора, была легко написана за 1,5 месяца. В ней обобщаются 20 лет независимого развития этого южного соседа Казахстана. “Киргизия очень актуальна именно для Казахстана”, – отметил г-н Князев.

В Кыргызстане презентация состоялась в феврале этого года в Бишкеке и на 100% была проигнорирована киргизской прессой. Сам автор заметил, что больше всего из политиков на том мероприятии хотел бы видеть Аскара Акаева и Феликса Кулова. Экс-президент в силу объективных причин присутствовать в Бишкеке не мог, а г-н Кулов, нынешний председатель партии “Ар-Намыс” был.

Г-н Князев охарактеризовал современного Феликса Кулова как человека уставшего, “похоже болеет” и опустившего для себя планку амбиций. Во многом это связано с “большим комплексом из-за того, что он не может нормально выучить киргизский язык”. “Пытался в тюрьме выучить язык – не смог. Для любого киргиза он останется русскоязычным, говорящим с акцентом”, – отметил востоковед. Г-н Кулов находился в местах лишения свободы в период правления Аскара Акаева.

“Киргизия – это определенная экспериментальная площадка: два переворота, плацдарм для осуществления “оранжевых” революций, место масштабных этнических конфликтов”, – дал общую характеристику стране исследователь.

Александр Князев считает “арабскую весну” больше проектом, чем естественным ходом истории. Проектом стал и переворот против Аскара Акаева. Данные социологических замеров накануне “революции пятого года” (такое определение к событиям 2005-го года использует автор) показывают уровень протестности против Аскара Акаева 24-25%. Накануне свержения Курманбека Бакиева аналогичный показатель был 16-18%. “Сейчас против Алмазбека Атамбаева 80%, но он до сих пор сидит. Естественный протест не играет такой важной роли”, – акцентировал г-н Князев. В 2005 году “внутреннего протеста не было до такой степени, он был сформирован, сконденсирован искусственно”. Главным организатором переворота 2005-го года Александр Князев называет Стивена Янга, посла США в Кыргызстане. Президент Акаев накануне отказал американской стороне в полетах самолетов радиолокационной разведки “АВАКС” вдоль киргизско-китайской границы.

На контраргумент о том, что Россия в свое время приложила усилия к свержению режима Курманбека Бакиева в 2010 году, востоковед акцентировал вторичность произошедшего, когда начальный процесс уже был запущен. А сакральность государство потеряло в 2005 году, с нею ушло и уважение к государственным институтам. Одно из проявлений “оранжевой чумы” – это национальная идея “Я тоже хочу посидеть президентом”.

Про действующего президента Атамбаева эксперт говорит так: “Достаточно слабый человек с завышенными амбициями”. В настоящее время правительство Кыргызстана сформировано только из представителей северных кланов, что сильно нарушило межэлитный баланс. В итоге позиции центрального руководства крайне слабы на Юге. Поэтому если Алмазбек Атамбаев не найдет компромисса с южными элитными группировками, то в сентябре этого года потеряет власть. Почему в сентябре? Потому что г-н Атамбаев по мнению Александра Князева “не может решать вопросы”, а денег в бюджете страны, который на 40% формируется за счет финансовых переводов гастарбайтеров из России – “по август месяц”.

В качестве примера политического поведения президента Кыргызстана г-н Князев привел историю с тем, как Алмазбек Атамбаев требовал от России $14 млн. просрочки за использование военных баз. Москва заплатила, но Бишкек ей сам должен $600 млн. “Россия не требует немедленного вывода американской базы “Манас” – ей нужна ясность”. Г-н Атамбаев вроде бы подписывает документ о выводе американцев, а потом включает заднюю. Здесь еще Александр Князев указал на происки Розы Отунбаевой, которую исследователь называет “ставленницей Вашингтонского обкома и фактически регентшей” государства.

К перечисленному букету добавляется то, что конституция 2010 года размыла ответственность – из ее положений не понятно, за что конкретно отвечают президент, парламент, правительство. Как результат: “Безответственность власти – она безответственна и к собственному обществу и к внешним партнерам”.

Про Юг Кыргызстана г-н Князев сообщил, что там происходит усиление позиций криминалитета во власти. Мелисбек Мырзакматов, мэр города Ош – а это второй по численности населения город страны – выдвинут от криминальных кругов. Этнический конфликт между узбеками и киргизами 2010 года не исчерпан – он перешел в латентную форму. Эксперт отметил, что киргизские власти Оша используют в городе “кашгарскую матрицу” – это когда сносятся узбекские махалли и на их месте строятся многоэтажные дома, в которые заселяются этнические киргизы из соседних от Оша районов. Китайская сторона, в свою очередь, выделяет кредиты на такое строительство, поскольку в Пекине гипертрофированно боятся исламской угрозы, а киргизы значительно менее исламизированы, чем узбеки. У Александра Князева не было возможности перепроверить цифры, но он встречал информацию, будто уже 80 тыс. узбекских семей из Оша перебрались на постоянное место жительства в Россию. Отсутствие взаимопонимания между южными и северными элитными группировками ведет к усугублению имеющегося раскола.

Что касается евразийской интеграции, то положение Кыргызстана в данном контексте очень сложное. С экономической точки зрения эта страна является “калиткой в Китай”. Из 5 млн. населения 1,5 млн. являются гастарбайтерами в России, а из оставшихся примерно ¼ имеет работу благодаря Китаю – продажа товаров и участие в инфраструктуре рынков. Но Таможенный союз по идее для того и задуман, чтобы вместо китайских товаров производить собственные. Однако если в Кыргызстан придут российские и казахстанские цены – тамошнее государственное руководство и трех суток не удержится у власти. При взгляде из Казахстана на Кыргызстан 60% – это занавес от южного соседа и 40% сотрудничество. Взгляд из Кыргызстана – 100% сотрудничество. “Единственный позитивный сценарий для стран как Киргизия – это евразийская интеграция, но как это сделать – я не специалист (экономист)”, – подчеркнул г-н Князев.

У востоковеда попросили прокомментировать оценку, будто будущее Казахстана потенциально более туманное и опасное, чем у Кыргызстана. Поскольку в Кыргызстане все обещанные экспертами “мины” взорвались – насильственный захват власти, нищета, этнические чистки, возрождение басмачества, а Казахстану дорога по данному полю еще только предстоит. “Я бы очень не хотел подтверждения этой точки зрения. Стабильность Казахстана чрезвычайно важна не только для него. Но власти и общество Казахстана должны сделать верные выводы из событий в Киргизии”, – ответил Александр Князев.

“Для Казахстана сейчас очень сложный внешнеполитический период. Жанаозен – это ответ на интеграцию с Россией, связи с Китаем, неучастие в транскаспийских проектах, – особо выделил г-н Князев. – Ближайшие год – полтора (может меньше) Казахстан будет переживать очень сложный период. События подобные Жанаозену могут повториться. Следующий этап после Жанаозена скорее всего будет религиозный, то есть уже не нефтяники в робах, а бородачи”.

Присутствовавший на экспертной встрече Сеит Убукеев, генеральный консул Кыргызской Республики в Алматы, не разделяет алармистских утверждений Александра Князева. “Зло не формируется за кордайским постом, – подчеркнул он. – Все пять государств Центральной Азии являются носителями своего вируса, который связан с их внутренними проблемами”. “Сейчас Кыргызстан в низшей фазе развития, но надеюсь, что потом последует взлет”, – акцентировал г-н Убукеев.

“Хотелось бы опять, как в школьные годы, ходить пешком на Иссык-Куль”, – признался Ерлан Смайлов, модератор КИПРа.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена