“Вести бизнес без рекламы – все равно,
что подмигивать девушкам в полной темноте”.
Стюарт Хендерсон Бритт
Алматы – самый дорогой город по наружной рекламе в Казахстане. Билборд 3×6 м – это не только часть урбанистического пейзажа, но и в среднем 250 тыс. тенге в месяц (общий коридор варьируется от 100 до 400 тыс. в зависимости от места) за аренду. Помимо этого есть еще налог на рекламу (рекламодатель платит), монтаж – демонтаж, производство самого баннера (пленки с картинками), но основная сумма все-таки складывается из аренды билборда. Годовой рынок наружной рекламы в мегаполисе колеблется в районе $50 млн., а сборы налогов в бюджет составляют почти 1 млд тенге. Как и положено в таких случаях, рынок пользуется вниманием различных игроков и за его передел развернулась хотя и тихая, зато полноценная война.
“Рынок наружной рекламы не имеет четких правил”, – констатирует Ержан Жарылгапов, совладелец компании “OutdoorGroup”. Его фирма арендует билборды у владельцев и сдает их своим клиентам. “Чем выгоднее у тебя контракт по аренде – тем больше денег ты заработаешь, – объясняет ключевые моменты бизнеса г-н Жарылгапов. – Цена сейчас не все решает, поскольку клиент меняется – требует более качественного сервиса. Однако момент аренды очень важен”.
Главные собственники конструкций в Алматы – это “ТВ Медиа – наружная реклама”, DAS (Дисплей адвертайзинг систем) – другое название “Roadad”, “Алматыгороформление” (“АГО”), “Восточный медиа-экспресс”, Rekka, “1+1” – всего десяток. Плюс мелкие фирмы, у которых в распоряжении несколько конструкций.
Для того чтобы владеть конструкцией, должен быть полный пакет документов: решение акимата, паспорт конструкции, договор аренды (госакт на землю). “Госакт – это камень преткновения, на основании которого сейчас ведется спил конструкций, – подчеркнул бизнесмен. – Три компании – “ТВ Медиа – наружная реклама”, “Roadad” и “Восточный медиа-экспресс” имеют госакты давно и на основании собственности – это исключение из правил для Алматы. Все остальные в аренде или номинальной аренде, потому что у них не узаконены вопросы с управлением земельных отношений”.
“Меня как игрока рынка не устраивает такой момент: непонятно какие конструкции можно арендовать, какие – нет. Потому что где-то треть билбордов в городе не имеет госактов. Арендую конструкцию – через месяц разрешение у владельца отберут, а я как рекламное агентство буду виноват перед клиентом”, – обратил внимание на подвешенность ситуации Ержан Жарылгапов.
Официальные органы в начале апреля объявили: ребята – держитесь. У них есть судебные решения по части конструкций различных владельцев, которые признаны незаконными. С владельцами судится УЗО (управление земельных отношений). “Проблема в том, что по ночам стали исчезать легальные конструкции, плюс те, у которых нет госактов, но по которым нет и судебных решений о демонтаже, – отметил бизнесмен. – Владельцы этих конструкций утром проезжают, а “железа” нет. Обращаются в госорганы, а те говорят “это не мы”. Без решения суда не могут трогать вашу собственность, а это – собственность! Люди тратят $2-3 тыс. только на установку конструкции”.
Четыре конструкции исчезли в городе уже в апреле и их концов не нашли. В мае пропаданий стало много, а в июне демонтажи пошли уже шквалом. Несколько бригад “срезчиков” владельцы конструкций поймали. Написали заявления в полицию (два по Медеускому району, одно по Алмалинскому). Но полиция ведет себя “странно” (затягивают, волокитят).
С другой стороны, если поднять действующую на сегодняшний день нормативную базу (она относится к началу 90-ых годов прошлого века) и строго ей следовать, то 99% билбордов в Алматы стоят с нарушениями..
“Я теряю деньги. Я вторая цепочка в сети, которая теряет деньги, – объяснил свое неравнодушие к происходящему г-н Жарылгапов. – Я попадаю по штрафным санкциям перед клиентом, не получаю прибыль за период отсутствия рекламы на точке, имею проблемы с клиентами, которые отказываются от размещения рекламы в дальнейшем”.
“Я хочу внятных понятных владельцев, у которых все законно. Хочу, чтобы власти не прикрывались лозунгами о чистоте города, спиливая конструкции неугодных владельцев, а для начала разработали четкие правила установки конструкций (внешний вид, расположение и тп). А так получается, что власти пилят конструкции неугодных владельцев (не всех у кого нет госактов, а только выборочно), чтобы вместо них поставить свои. Практика показывает, что исчезают одни владельцы билбордов – появляются другие”, – указал предприниматель.
“За некоторых владельцев рекламных конструкций, чисто по-человечески обидно. Они официально пытались получить госакты (долгая муторная работа) 2-3-4 года. А им не отказывают в госакте, но и не дают его. Компания “Одас”, например, одна из старейших компаний владеющих конструкциями. У нее было порядка 60 конструкций, которые были поставлены тогда, когда госакты на землю не требовались. Все документы у них есть, никаких нарушений нет, но им так и не дали госакты, а потом судебный процесс с УЗО “Одас” проиграл”, – сообщил Ержан Жарылгапов.
“По сути, это не моя проблема, что у них спиливают конструкции. Просто переживаю, потому что общий бизнес. Они интервью давать не хотят, так как не верят в возможность чего-то добиться или надеются договориться, – подвел итог бизнесмен. – Просто собственники не готовы идти до конца. Не хотят. А кто не хочет бороться до конца – тот вылетает с рынка”.
***
© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена