Казахстанские компании по страхованию жизни могут прекратить существование к 2015 году из-за убытков

Астана. 11 октября. КазТАГ — Жанболат Мамышев. К 2015 году все компании по страхованию жизни могут быть принудительно ликвидированы по причине огромных убытков, заявил заместитель председателя Национального банка Данияр Акишев.

“Одним из проблемных вопросов, требующих рассмотрения, в настоящее время является дисбаланс потоков средств при страховании работников от несчастных случаев. (…) Национальным банком проведен расчет последствий и получены результаты, согласно которым, если текущие условия, которые есть сейчас в действующем законе, будут сохранены в системе ОСНС (обязательное страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей — КазТАГ), до 2015 года будут принудительно ликвидированы все страховые организации”, — сказал он во время презентации в мажилисе парламента проекта закона РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам страхования и исламского финансирования” в четверг.

При этом Д. Акишев пояснил, что “действующая система предполагает покрытие убытков по возмещению утраченного заработка и медицинских расходов при производственных травмах, что может быть рассчитано и является страховым случаем, а также по причине профессионального заболевания, по которым статистика затруднительна”.

По его словам, в настоящее время отложенные убытки, недорезервированные по договорам страхования, составляют Т48 млрд по сравнению с совокупным капиталом страхования жизни в Т50 млрд при полученной премии в Т16,7 млрд.

“Если не внести изменения в закон, выплаты уже к 2016 году достигают 400 млрд тенге, соответственно, объем собираемых премий в разы ниже и ожидаемый убыток составляет 240 млрд тенге. (…) То есть созданная система, которая существует в нынешней системе, к сожалению, не оказалась идеальной”, — подчеркнул Д. Акишев.

Он отметил, что в настоящее время страховые компании демпингуют в данном секторе в надежде набрать страховые премии, но “реально не обладают никакими запасами средств для того, чтобы выполнить свои обязательства перед людьми, которые получили профессиональные заболевания”.

“Мы получим ситуацию, что после 2015-2016 годов страховые компании, скорее всего, прекратят свое существование именно по страхованию жизни, а те работники, которые являются там застрахованными и получают там аннуитеты, не смогут получать в дальнейшем эти выплаты”, — отметил он.

По его словам, в данном виде страхования должны участвовать государство, работодатель и работник.

Замглавы Нацбанка отметил, что при существующей системе работник, получивший легкое заболевание на работе, может получить от компании за всю свою жизнь Т51 млн при минимальном вкладе самого работника.

“Соответственно, ущемляются права тех работников, которые, проработав долгое время на предприятиях с вредными производствами, имеющих тяжелую степень профессионального заболевания, к сожалению, не будут иметь доступа к этим ресурсам. Для того, чтобы устранить эти дисбалансы, мы предлагаем разделить ответственность по возмещению вреда между работодателем и страховой организацией и снизить тарифы и, соответственно, установить лимиты на страховые выплаты по системе ОСНС, а полученную экономию работодатель может направить на добровольное медицинское страхование или уплату взносов в государственный фонд социального страхования”, — сказал Д. Акишев.

Депутат мажилиса парламента Гульжан Карагусова подтвердила, что в первую очередь при действующей системе страдают работники с тяжелыми заболеваниями.

“Потому что приходят кто: бронхит, тугоухость, слабозрение, где не проверишь. Он же работает не в шахте, а работает каким-нибудь менеджером, у него зарплата хорошая. Исходя из этой зарплаты он себя на всю жизнь обеспечил”, — сказала она.

“У лекторов всегда позвоночник. Мне не надо даже покупать справку, хотя сейчас это не проблема — купить справку. Бронхитом я 4 раза болела, и я до конца года (…) если подсуечусь, я до конца жизни по 5 млн (тенге — КазТАГ) в год буду получать, а если все (так поступят — КазТАГ)?” — привела пример Г. Карагусова.