“Las Vegas Sun”: Нурсултан Назарбаев охарактеризовал это поле размером с половину штата Делавэр как “великую надежду на будущее своей молодой нации”

Американская газета “Las Vegas Sun” опубликовала со ссылкой на информационное агентство “Associated Press” репортаж под названием First oil nears for Kazakhstan’s supergiant fieldLas Vegas Sun”.

В нем говорится так: “Искусственные острова, которые являются местонахождением проекта по освоению казахстанского гигантского нефтяного месторождения Кашаган, возникают как мираж перед судами, идущими, вспенивая волны, по мелководью Каспийского моря.

Их создание явилось гигантским свершением, но настоящее испытание еще только предстоит, поскольку сохраняется неопределенность относительно того, когда в действительности первая нефть будет добыта, хотя это ожидается где-то в следующем году.

Когда геодезисты в 2000 году подтвердили, что у Казахстана имеется новый сверхбольшой нефтяной резерв, энергетические компании в мире отозвались с ликованием. Это было такого типа открытие, какое уже не представлялось возможным. Ничего столь большого не доводилось видеть за четыре десятилетия.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев охарактеризовал месторождение Кашаган, которое, как некоторые считают, содержит до 13 миллиардов баррелей извлекаемой нефти, как великую надежду на будущее своей молодой центрально-азиатской нации”.

Далее в репортаже говорится о трудностях, связанных с разработкой этого отдаленного оффшорного нефтяного поля размером с половину штата Делавэр при сложных природно-климатических условиях. О них более подробно и пространно, чем в вышеназванном репортаже, говорится в статье Фабриса Нодэ-Ланглуа под названием Le FigaroConjoncture: Le prospère Kazakhstan rêve de grandeur из французской газеты “Le Figaro”: “Открытие гигантского месторождения Кашаган в северной части Каспийского моря, по мнению экспертов, остается самым значительным за эти последние тридцать лет. Эксплуатация этого оффшорного месторождения представляет собой беспрецедентный технологический вызов. Регион испытывает ужасающие температурные амплитуды — между -40 ° C и +40 ° C. Незначительная глубина моря может представляться плюсом, это на самом же деле является проблемой, потому что Каспийское море замерзает зимой, подвергая тяжелому испытанию оффшорные сооружения. Кашаган является “крупнейшим промышленным проектом, ведущимся в настоящее время на земле”, описывает без излишеств Ив-Луи Даррикаррер, глава разведки в компании “Total”. Для разделения колоссальных инвестиций и рисков иностранные компании пришли в массе, образуя беспрецедентный по масштабу консорциум. Семь партнеров сформировали акционерное общество NCOC: казахская государственная компания “КазМунайГаз” (16,81%), “Eni” (16,81%), “ExxonMobil” (16,81%), “Shell” (16,81%), “Total” (16,81%), “ConocoPhillips” (8,40%) и “Inpex” (7,56%)… Первый баррель ожидается официально в конце года. Более вероятно в 2013 году. Иными словами, по меньшей мере, с трехгодичным опозданием, отмечает Мэтью Сэйджерс, евразийский директор консалтинговой фирмы “IHS Cera”. Расходы, конечно же, пошли не так, что почти неизбежно в проекте такого масштаба. “Все согласны с тем, что Кашагану не доставало сильного руководства”, — комментирует Сэйджерс. Итальянская группа “Eni” является оператором, но обязанности были разделены в рамках консорциума, и процесс принятия решений показал себя громоздким. Если эти различные опасности окажутся преодоленными, Кашаган в конце II стадии проекта, за которую еще не взялись, должен будет производить 1,5 млн. баррелей в сутки. К 2020 году Казахстан должен быть одним из пяти государств, производящих самое большое количество дополнительных баррелей по сравнению с нынешней добычей, наряду с Бразилией, Канадой, Соединенными Штатами Америки и Ираком”.

В репортаже из газеты “Las Vegas Sun”, опубликованном со ссылкой на информационное агентство “Associated Press”, отмечается такая интересная деталь: в 2000 году, когда было объвялено об открытии месторождения Кашаган, баррель нефти стоил $30. С тех пор цены поднялись в три раза. Но вместе с тем за это время повысилась также стоимость строительных работ, оборудования и материалов.

По сию пору уже потрачено свыше $30 млрд. на проект по освоению месторождения Кашаган, что намного больше первоначально планировавшихся оценочных расходов в объеме $10 млрд. Ко времени завершения I стадии они могут превысить уже $45 млрд.

По мнению Эндрью Неффа, базирующегося в Москве старшего аналитика консалтинговой фирмыIHS Energy”, проект не будет прибыльным для реализующих его компаний до тех пор, пока они не войдут во II стадию.

Еще в этом репортаже напоминается то, что месторождение Кашаган осваивается в соответствии с соглашением о разделе продукции. А это значит, что компании, состоящие в консорциуме, оплачивают расходы по разведке и освоению, а доходы распределяются между инвесторами и правительством по скользящей шкале.

Несколько лет назад тогдашний руководитель национальной компании “КазМунайГаз” прогнозировал, что каспийская нефть поспособствует росту годовой добычи нефти в стране до 180 млн. тонн – что эквивалентно 1,3 млрд. баррелей — до 2015 года. Теперь же оценочные представления на этот счет скромнее. Казахстанские официальные лица говорят, что ожидают к означенному сроку повышения добычи нефти в стране до 90 миллионов тонн. Для сравнения: еще недавно прогнозировалось, что в нынешнем году показатель общего объема нефтяного производства составит 81 млн. тонн. То есть нынешние ожидания в связи с началом коммерческой добычи нефти на Кашагане немногим, получается, отличаются от уже реально достигнутого уровня в этом секторе экономики страны.

“Срок соглашения о разделе продукции истекает в 2041 году – это дата, которая удручающе близка для членов консорциума с учетом размеров их инвестиций”, — говорится в названном репортаже. Тут интересно вот что. У нас считается, что соглашение о разделе продукции по проекту Кашаган было подписано правительством Казахстана и инвесторами в 1997 году на 40 лет, а, следовательно, получается, что его срок истекает не в 2041 году, а в 2037 году.

“Мы знаем, что жизнь этого нефтяного поля продлится гораздо дольше, чем до 2041 года, — сказал Ален Гено, директор по планированию “North Caspian Operating Co”, совместного предприятия, которое управляет проектом Кашаган. — Все хотели бы продления (сделки)”.

Но ситуация, похоже, такова, что некоторые из участников консорциума не ограничиваются простым, так сказать, хотением, а уже активно добиваются этого. А именно – продления срока соглашения о разделе продукции. Такой вывод вытекает, во всяком случае, из ознакомления с публикацией под названием Exxon, Shell Said Seeking Control of $46 Billion Kashagan, обнародованной некоторое время назад информационным агентством “Bloomberg”. В ней со ссылкой на посвященные в детали дела неформальные источники сообщалось, что американский энергетический титан “Exxon” и англо-голландский нефтегазовый гигант “Shell” требуют увеличения своих долей в проекте по освоению Кашагана. Фактически же речь велась о том, чтобы им под контроль была передана вся деятельность соответствующего консорциума крупных иностранных корпораций и местной национальной компании “КазМунайГаз”. “Exxon” и “Shell”, мол, добиваются принятия решения по их требованиям до того, как начнется расширение проекта в $46 млрд. Они заявляют о готовности выйти из проекта в случае отказа принять их требования. “Exxon” и “Shell” еще хотят получить согласие правительства Казахстана на продление соглашения о разделе продукции еще на 20 лет. Это — очень серьезный вопрос для Казахстана. Но требования вышеизложенного порядка от пары “Exxon” и “Shell” официально по сию пору так и не были подтверждены.

Но, похоже, иностранные участники консорциума не мытьем, так катаньем своего все-таки добиваются. Это видно из высказывания вышеназванного Алена Гено: Все хотели бы продления сделки.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена