Включаешь – не работает

В Астане на два месяца раньше, чем в Москве, заговорили о развитии городских агломераций. Скорее всего, раньше и наговорятся.

На днях в российской столице прошел грандиозный урбанистический форум “Мегаполис в масштабе человека”. Там, в частности, было объявлено, что генеральный план развития Москвы до 2025 года, который с боем и громом утверждали в 2009 году, будет переписан.

“Среди очевидных причин, — отмечается в документах форума, — развитие территории новой Москвы, совершенствование транспортной системы, поддержка полицентрического развития территорий”.

Это в том смысле, что три года назад никому и в голову не приходило, что к столице сбоку прирастет огромный кусок земли, аж до Калужской области. Но он таки прицепился, наверно сам собою, без человеческого участия, и теперь придется как-то с этим жить.

Одновременно (и даже чуть раньше) урбанистические инновации грянули в Казахстане. В начале октября на заседании правительства РК были рассмотрены изменения, вносимые в программу “Развитие регионов”.

Новые векторы примерно те же, что у россиян. Вместо обустройства глубинки, строительства в аулах водопроводов, амбулаторий, дорог и нормального жилья решено в приоритетном порядке создавать городские агломерации. То есть активно развивать окрестности Астаны, Алматы и Шымкента (это будут агломерации первого уровня), а также территории вокруг Актобе и Актау (второй уровень). Возводить там жилые кварталы, детские сады, школы и поликлиники, создавать рабочие места.

Пусть трудолюбивый народ из аулов подтягивается ближе к столичной культуре. А уставшие от пробок алматинцы получат возможность съехать из центра в пригород, где жизнь спокойнее. Не отрываясь далеко от консерватории и боулинг-центров.

Теоретически это хорошее дело. В государствах, где наши с вами чиновники любят покупать недвижимость, большая часть среднего класса давно уже перебралась из многоэтажек или деревенской глуши — в suburbs, просторные окрестности мегаполисов. И живет в благоустроенных домиках с цветником и бэкъярдом.

Население Большого Нью-Йорка (это как раз классическая агломерация) составляет более 18 миллионов человек, из которых собственно в городе обитают только восемь миллионов.

Правда, в Северной Америке и Западной Европе данные трансформации плавно происходили в течение многих десятилетий. Отчего этот опыт долгое время был нами не востребован, а теперь вдруг загорелось?

Ответ будет прост и прям, как взгляд курсанта артиллерийского училища: оттого, что “старые” программы развития территорий и строительства жилья одна за другой проваливаются. Как в РФ, так и в РК. И ответственные за них граждане теперь хотят переобуться в воздухе, поменять задним числом условия задачи.

Вот, допустим, российская федеральная целевая программа “Жилище” или аналогичная казахстанская программа “Доступное жилье”. Оба эти документа в начале “нулевых” были грамотно и глубоко, до мелких деталей проработаны. Они предусматривали подпрограммы и приложения, содержащие совершенно конкретный перечень работ, источники и объемы их финансирования, сроки сдачи объектов. У вас кроме этого была (и пока еще есть) программа социально-экономического развития “Аул”. Тоже чрезвычайно духоподъемная.

Но затем как-то вышло, что в мирное время, без нападения вражеских орд, без ураганов, цунами и других форс-мажоров эти программы по большинству параметров не были выполнены.

Ни в России, ни в Казахстане объемы жилищного строительства в расчете на душу населения не выросли, как было намечено, хотя бы до белорусского уровня. Они и сегодня заметно ниже всеми осмеянного “совка”, уровня поздних 80-х, когда Геннадий Колбин раскручивал программу “Жилье-91”, а Михаил Горбачев обещал каждой советской семье отдельную квартиру до 2000 года…

Со стороны, сегодняшняя перемена приоритетов — с обустройства глубинки на развитие агломераций — сильно напоминает детские игры в песочнице, когда пятилетние малыши сперва лепили куличики, а потом наскучило, и ребята побежали играть в пятнашки, побросав в песок лопатки, кофточки, сандалики и не вытерев сопли.

А взрослых рядом не оказалось. Они куда-то ушли или умерли.

Никто не задает нашим инноваторам простых вопросов. Например, таких: парни! Даже когда простой деревенский мужик, без высшего образования и опыта административной работы строит себе дом — он же не задумывается на середине, что хорошо бы заместо рубленой избы поставить альпийский шале с двусветной гостиной и витражами. А вы чего творите?

Кроме отдельных зануд-журналистов, никто не пытается разобраться подробно, по пунктам: кто же предлагал предыдущую чудесную программу? До какого места все шло хорошо, где начались сбои, кто в них виноват, почему он не уволен с позором? Почему едва ли не все замечательные проекты у нас реализуются по одной схеме: красиво, интересно, убедительно, а включаешь — не работает?

Так было не всегда. Помню, беседовал я однажды с Хабаровским губернатором Виктором Ивановичем Ишаевым. Который долгое время считался одним из самых сильных и недооцененных российских администраторов. Ишаев сетовал в разговоре на то, что российский Дальний Восток никак не выходит из кризиса, нет хороших программ по его развитию, а те, что есть, не выполняются.

— А ведь когда-то, — сказал губернатор, — программы по развитию региона выполнялись даже не на сто, а на сто тридцать процентов. Это было в конце сороковых и начале пятидесятых годов.

Куратором тех программ был вице-премьер Лаврентий Павлович Берия.

Что интересно, сравнительно недавно Виктора Ишаева назначили министром Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Специально создав под него министерство. А через восемь месяцев, буквально на днях, Путин жестоко раскритиковал работу нового ведомства и его руководителя.

Может, потому, что жизнь в очередной раз показала: легче сетовать да советовать, чем самому браться и делать?

Правда, циничные люди говорят: причина разноса была совершенно иной. Мол, все дело в том, что Ишаев гораздо более сильный руководитель, чем Путин. Многим это известно. И за спиной у российского лидера поговаривают — вот, мол, не дает он хода потенциальным конкурентам. Боится, что кто-то из них соберет свою команду из талантливых управленцев, которых в России много, и станет очевидной никчемность сегодняшних пигмеев у власти, которые только и умеют, что пилить бабки, да заглядывать Путину в рот.

Поэтому, дескать, Виктора Ивановича специально поставили на такую позицию, где его работа зависит от множества согласований, соблюдения сроков финансирования и прочих вещей, на которые он не в силах повлиять. И тогда можно будет сказать: Ишаев не справился…

В общем, Берии на них нет. Некому сделать ата-та заигравшимся детям.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена