Алматы. 20 декабря. КазТАГ – Анна Шаповалова. Алматы отстает в темпах реализации программы модернизации ЖКХ. Об этом на ноябрьских общественных слушаниях заявил руководитель городской рабочей группы по контролю за использованием государственных средств Канат Ускенов. По его расчетам, ежегодно необходимо ремонтировать порядка 500 домов, чтобы к завершению программы модернизации ЖКХ к 2020 году количество домостроений, требующих ремонта снизилось до 22%. За два года реализации программы отремонтировано всего 69 домов из 4446. Кроме того, в текущем году по второму механизму программы (текущий ремонт) в Алматы так и не были начаты работы. В связи с этим возникает вопрос: успеет ли город сделать все, что намечено до 2020 года? Своим мнением, а также информацией о том, как продвигается в южной столице реализация других жилищных программ, рассказал в интервью агентству КазТАГ начальник городского управления жилья и жилищной инспекции Кайрат Нуркадилов.
***
— Кайрат Заманбекович, уже неоднократно было сказано, что Алматы отстает в темпах реализации программы. С чем это связано? Неужели только со скептическим настроением населения? Вроде бы и разъяснительная работа проводится, и наглядные примеры уже есть…
— Люди пока не считают нужным ремонтировать дома, так как в нашем мировоззрении нет такого понятия, как общедомовая собственность. Большинство граждан считают, что за свой счет они должны приводить в порядок только собственную квартиру, а фасад дома, крышу, коммуникации обязан ремонтировать кто-то другой. В текущем году по второму механизму программы модернизации ЖКХ (текущий ремонт) в Алматы не были начаты работы в связи с высокой процентной ставкой по кредиту. Потому что в 2011 году ставка была 0,1% годовых, а в 2012 году деньги были выделены по другой схеме, собственникам квартир пришлось бы платить уже по ставке 6,43% годовых. В 2013 году деньги выделяются по первой схеме, поэтому в 2012 году мы решили отказаться от выделенных средств, чтобы горожанам не пришлось платить по высокой ставке. Кроме того, принято решение объединить оба механизма (капитальный ремонт и текущий) в единый для удобства граждан, чтобы они просто могли выбрать перечень необходимых работ и не думать, к какому механизму они относятся.
Вопрос почему именно по такой схеме были выделены деньги в 2012 году нужно задавать не нам. В этом случае мы – исполнительная власть, а есть центральная власть — агентство РК по делам строительства и ЖКХ, вот все вопросы к ним. Нам же они ответили, что так получилось: в 2011 году был трансферт, а в 2012 – кредит. Когда мы отказались от средств, выделенных под обременительные для людей условия, нас сильно не уговаривали и сообщили, что они будут перераспределены в другие регионы.
Но, тем не менее, в 2012 году за счет сэкономленных в 2011 году средств, нам все же удалось отремонтировать три дома.
— И все же – успеем ли мы до окончания программы выполнить необходимый объем работ?
— Пока работы шли не слишком быстро, но до 2020 года мы успеем сделать запланированный объем. Из республиканского бюджета деньги будут выделяться до 2020 года, но уже сейчас алматинцы, отремонтировавшие дома в прошлом году, начинают возвращать кредиты и эти финансы также поступают в программу и идут на ремонт других домостроений. Так что, даже после 2020 года работы будут продолжаться, но уже на деньги собственников квартир, поэтому мы будем трудиться, пока все дома не отремонтируем.
В 2013 году планируется отремонтировать от 200 до 400 домостроений, уже выделено 1 млрд 625 млн тенге. На сегодня приняты заявки на ремонт 250 домостроений, кроме того, 50 из них подготовили необходимую документацию (2 протокола с подписями, утвержденный жителями дефектный акт и проектно-сметная документация, и т.д.). К тому же, если заявок будет больше, то из бюджета выделят дополнительные средства.
— Хотелось бы узнать, как продвигается реализация других программ. Например, строительство коммунального и арендного жилья. Кто и на каких условиях может получить такое жилье?
— Коммунальное жилье — это жилье, которое находится в распоряжении акимата города и предоставляется очередникам с внесением арендной платы. Его могут получить: ветераны Великой Отечественной войны, участники афганской войны, семипалатинцы, пострадавшие от ядерного полигона, инвалиды 1 и 2 группы, многодетные матери, неполные семьи, дети-сироты и другие социально уязвимые слои населения, а также военнослужащие, работники бюджетных организаций и госслужащие. Граждане могут, как приватизировать жилье, так и бессрочно арендовать его по установленной ставке до 100 тенге за 1 кв. м.
С 2010 года акиматом города Алматы очередникам предоставлено 679 арендных квартир, но в очереди на получение государственного жилья в общей сложности стоят еще 14,5 тыс. семей.
В программе “Доступное жилье 2020” есть специальные условия для молодых семей. Это положение начнет действовать с 2013 года. Но тут есть определенные критерии и несколько другие условия получения жилья. Претендентам на арендное жилье должно быть до 29 лет на момент подачи документов на получение жилья, в браке они должны состоять не менее 2-х лет и у них должен быть минимум один ребенок. Условия там такие: оплата за стоимость аренды идет на погашение стоимости жилья. Семья в течение 10 лет должна проживать в квартире и за это время вернуть государству стоимость жилья в расчете 120 тыс. тенге за 1 кв. м. (4 класс комфортности). Получается, что семья живет в арендованной квартире, которая после погашения всей суммы переходит в их собственность. Ежемесячный платеж составляет от 50 тыс. тенге, в зависимости от площади жилья.
Кроме того, по городской программе ипотечного кредитования мы реализуем квартиры 4 класса по 102 тыс. тенге за кв. м.
— Существует мнение, что горожане отказываются принимать участие в жилищных программах, объясняя свое нежелание удаленностью новых районов, высокой ценой и низким качеством строящегося жилья. Согласны ли вы с этим?
— В Алматы от квартир не отказываются, потому что алматинская недвижимость – это уже капитал. В нашем городе всегда была и будет потребность в квартирах. Например, человек получает однокомнатную квартиру по городской программе. В среднем, стоимость такой квартиры по льготным условиям составляет 27 тыс. долларов. После того, как человек выкупает это жилье, его стоимость автоматически возрастает в 1,5 раза и собственник может продать свое жилье уже по рыночной цене.
Государственное жилье, которое мы строим в рамках программ, расположено на северо-западе города, в новом Алатауском районе, на пустующих государственных землях. Получается, что человек не платит за землю, а оплачивает только стоимость жилья. На сегодняшний момент минимальная стоимость жилья составляет 102 тыс. тенге за кв. м.
— Если раньше себестоимость строительства обходилась в 350 дол. кв. м., то теперь — порядка 700… Как решается вопрос по снижению себестоимости строительства? Государство как-то регулирует ценовые вопросы на стройматериалы?
— Строительные материалы стали дорогими, и более совершенными. Сегодня по программе “Доступное жилье 2020” премьер-министр республики Серик Ахметов ставит это вопросом №1: строительные материалы должны быть казахстанского производства, по льготным ценам, чтобы, в конечном счете, не увеличивалась себестоимость строения.
— А намерено ли государство частично принимать участие (партнерство с частными компаниями) в программах по строительству, например, предоставлять землю, подводить коммуникации, строить больницы и школы?
— Во всех новых микрорайонах за счет государства к построенным домам подводятся коммуникации и сети: электричество, газ, вода, канализация. Кроме того, строятся дороги, запускается муниципальный транспорт. Естественно, строятся детские сады, школы и больницы. Эти расходы берет на себя государство и это никак не отражается на стоимости строящегося жилья. Чем больше в городе строится домов, тем больше выделяется денег на инфраструктуру.
— Кстати, а какое количество жилья необходимо построить, чтобы обеспечить всех нуждающихся в нем граждан?
— Как я уже говорил, порядка 14,5 тысяч и это только для того, чтобы обеспечить всех очередников, но эта цифра постоянно растет. Программы 2005-2007 и 2008-2010 годов показали свою неэффективность в сокращении очереди – жилье было построено и выдано нуждающимся в нем гражданам, но они, большей частью, не вернули свой моральный долг городу дальнейшим честным трудом в больницах, школах, коммунальных предприятиях и других бюджетных учреждениях. Как правило, они свое новое жилье перепродают или сдают в аренду и начинают искать себе более выгодную работу, например, в частном бизнесе, который платит больше, но жилья не дает. Либо возвращаются обратно к родителям, или в свой родной город, село, а это жилье сдают в аренду. Арендную плату отдают банку, а по прошествии трех лет эта квартира становится их собственностью. А город вынужден искать на оголившиеся места новых специалистов, прописывать их, включать в очередь на госжилье и т.д. вновь по кругу. И если каждый раз мы так будем делать, мы никогда не сможем построить необходимое количество квартир для врачей, учителей, нужных городу технических специалистов.
— И какие меры вы предлагаете?
— Один депутат предложил ограничить прописку в Алматы и Астане, но это нарушает конституционные права. Мы предлагаем другой вариант: в закон о жилищных отношениях нужно внести изменения. Человек может приехать в Алматы и прописаться, например, у родственников, если у них есть “лишние” 15 кв. м., но участвовать в государственных жилищных программах он сможет только по прошествии определенного времени. Прежде чем встать в очередь на получение социального арендного жилья, человек должен прожить и проработать в Алматы 5 лет. Для того чтобы участвовать в программе ипотечного жилья, на тех же условиях следует прожить в городе не менее 3 лет. В советское время в городе уже было такое правило, теперь же, после того, как это требование убрали, многие приехали в Алматы лишь в надежде получить квартиру, ничего не давая городу взамен.
Если вновь будет введено это требование, то тот, кто собрался искать работу и получать жилье в Алматы, несколько раз подумает, а стоит ли ему три или пять лет жить, может, проще будет в родном городе получить жилье? Но, если уж хочешь жить в Алматы, то принимай все условия этого города: за все надо платить, цены высокие, очередность большая, квартиру надо ждать долго.
— Вернемся к вопросу строительства жилья. Как известно, в рамках программы “Снос ветхого жилья” на местах старых 3-х и 4-этажных домов будут строить 5 и 9-этажные, часть квартир будет отдаваться взамен старого жилья, а на каких условиях будут реализовываться остальные квартиры?
— В Алматы началась работа по программе сноса ветхого жилья, но ее также необходимо реализовывать под государственной “крышей”, чтобы потом не было ситуаций, как с дольщиками.
Ветхое каркасно-камышитовое жилье 40-х годов постройки будет сноситься, а для жителей на пустом участке в этом же районе будет строиться дом, высотой до 9 этажей. В нем жители безвозмездно получат новую квартиру той же площади. А оставшиеся квартиры, примерно 70%, будут выводиться на продажи. Кому именно будет продаваться жилье, пока неизвестно, механизмы еще не отшлифованы. Пока самое главное – переселить те 30% жителей из ветхого жилья, а уже потом акимат выставит остальные квартиры на продажу. Цены будут не заоблачные, примерно на 10% дороже себестоимости. Таким образом, планируется заменить людям ветхое жилье на новое, при этом не расширяя город.
Это хорошая программа. Пока на нее выделено из городского бюджета 21 млрд тенге. Требуется заменить порядка 1500 домостроений. Напомню, что в Турксибском районе уже начались работы – первый дом будет готов в августе 2013 года.
— А будет ли предусмотрено строительство социальных объектов на тех местах, где ветхое жилье будет снесено и построено новое?
— В тех районах, где будет сноситься старое жилье и строиться новое, плотность населения будет возрастать, поэтому изначально закладываются в план объекты соцобеспечения: школы, детские сады и поликлиники. Кроме того, не будет забыто и про расширение дорог, и строительство придомовых стоянок и паркингов.
— Спасибо за интервью!
***
© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена