“Equities.com”: Управление проектом Кашаган всегда было неважным. 5 лет назад премьер РК заговорил о замене оператора. Но “Eni” все еще сохраняет за собой эту позицию

Почему группа “ConocoPhillips” решила избавиться от своих казахстанских активов

Издание “Equities.com” опубликовало статью под названием Conoco to sell ONGC $5bn Kazakh stake [Oil & Gas News].

В ней говорится о том, что американская нефтегазовая группа “ConocoPhillips” собирается продать свои 8,4 процента акций в гигантском месторождении Кашаган в Казахстане компании ONGC из Индии примерно за $5 млрд. Перед индийской корпорацией остро стоит вопрос увеличения производства. Показатель ее добычи на индийских месторождениях практически не растет на протяжении многих лет. А между тем Индия около 80 процентов своей потребности в нефти покрывает за счет импорта. Она является четвертым крупнейшим импортером нефти в мире вслед за США, Китаем и Японией. Так что для компании ONGC важно увеличение зарубежных производственных мощностей.

А вот американская группа “ConocoPhillips” сбрасывает зарубежные активы с тем, чтобы сократить долг и увеличить свои инвестиции в более дешевые отечественные сланцевые нефтегазовые месторождения.

Их сделка по Кашагану, как ожидается, будет завершена в первой половине 2013 года. И все же остается вопрос о том, почему группа “ConocoPhillips” решила избавиться от своих казахстанских активов.

Фадель Гейт, нефтяной аналитик в структуре “Oppenheimer”, сказал, что она путем продажи пакета акций в проекте по освоению месторождения Кашаган собирается сократить свои убытки.

“Этот проект сопровождают проблемы, — заявил Гейт. — Все это время управление им было неважным. Он превысил бюджет и отстает от графика”.

Плохое управление и превышение бюджета — это уже как притча во языцех. Такие вопросы вновь и вновь поднимаются на самом высоком уровне, начиная с 2007 года. То есть вот уже на протяжении пяти лет. Все началось со случая, имевшего место в августе 2007 года. Тогда, напоминаем, премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов изъявил чрезвычайное недовольство тем, что бюджет проекта непомерно увеличивается. Он в интервью Wall Street Journal”, ведущей деловой газете США, опубликованном 8 августа 2007 года, заявил так: “Мы очень разочарованы реализацией этого проекта. Когда расходы растут на 5 процентов, на 10 процентов, это — одно дело. Но если они поднимаются в 2 с половиной раза, значит, или планирование было неправильное, или исполнение было неправильное, или это сделано намеренно”. Далее Карим Масимов, как уточняют, добавил: “если оператор не может решить этих проблем, мы не исключаем их возможной замены”.

Такого рода публичное заявление на уровне главы правительства просто так не делается. Газета Wall Street Journal” тогда полагала, что комментарий К.Масимова означает интенсификацию балансирования на грани накануне встречи лицом к лицу представителей правительства и консорциума под началом “Eni”, осваивающего стратегически важное месторождение Кашаган.

Но довести дело до замены оператора, по-видимому, оказалось гораздо сложней, чем говорить о ее возможности. И это, похоже, понимали все, кто наблюдает за развитием ситуации, связанной с рассматриваемым проектом. Несмотря на озвученную главой правительства РК еще в августе 2007 года угрозу, итальянская группа “Eni” по-прежнему является оператором. Однако обязанности были разделены в рамках консорциума. Но это породило еще одну проблему. При обновленной системе управления процесс принятия решений оказался громоздким. В общем, разговоры разговорами, а на практике мало что изменилось.

Но такие застарелые проблемы все же надо будет преодолевать. Кашаган в конце 2 стадии проекта, за которую еще не взялись, должен будет производить 1,5 млн. баррелей в сутки. К 2020 году Казахстан, как ожидается, станет одним из пяти государств, производящих самое большое количество дополнительных баррелей по сравнению с нынешней добычей, наряду с Бразилией, Канадой, Соединенными Штатами Америки и Ираком.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.