В Казахстане миллиард – не деньги, миллиард – пустяк

О дорогостоящих проектах

Алматы. 15 апреля. КазТАГ – Тулкин Ташимов. В Казахстане сложилась такая практика: тратить большие деньги на скромные, по своей сути, объекты. Словно среди чиновников объявили конкурс – кто из них заявит более крупную сумму на рядовой объект инфраструктуры.

В частности, в конце марта заместитель начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Мангистауской области Насреддин Кожырбаев сообщил СМИ, что для строительства автовокзала в Актау необходим Т1 млрд или около $7 млн. Пустяк, да и только. Но автовокзал – это только повод поразмышлять на тему “больших денег на скромные объекты”. По сути же, за подобными заявлениями кроется куда более масштабное явление. Например, некоторое время назад директор института экономики Оразали Сабден через СМИ попросил у главы государства $8 млрд, чтобы сделать Туркестан центром исламской религии. Согласитесь, что это тоже пустяковые деньги.

Но между тем особая любовь отечественных чиновников к гигантским проектам за гигантские деньги всегда находит себе оправдание. Чтобы насмерть удивить заезжих азербайджанских бизнесменов, Казахстан намеревается построить у берегов Каспийского моря Актау-сити, где стоимость строительства одного микрорайона “Акку”, по состоянию на 2011 год, составляет почти Т62 млрд. Но разве это деньги?!

Ну, мы и не такое можем. Не так давно в умы отечественных чиновников закралась еще одна мегамысль: построить скоростную железную дорогу Астана – Алматы. И одобрение этот проект получил. В конце января на совещании по итогам 2012 года и задачам по реализации “Стратегии-2050” президент Казахстана Нурсултан Назарбаев охарактеризовал железнодорожную линию как большой проект, за который нужно взяться. “За пять-шесть лет мы его построим. Начинайте”, — отметил он.

Мне представляется, что перед проектом стояли две вполне понятные задачи. Первая, чтобы депутаты успевали вечером пятницы быстро домчаться до Алматы, а утром понедельника успеть к очередному заседанию в парламент. Вторая – удивить иностранных гостей: почти 1,5 тыс. км по степи по суперсовременным путям на суперсовременном поезде. Вау, да и только. О цене проекта думали в последнюю очередь. Нефти у Казахстана завались, доллары текут рекой, одной дорогой больше… И надо отдать должное отечественным чиновникам: они 24 часа в сутки думают о том, чтобы не навредить нашей психике. Поэтому и сумму, в которую обойдется дорога, нам не сообщали. Не дай бог, испугаемся.

Хорошо, что глава государства поручил тщательно пересмотреть данный проект. На днях на заседании совета по управлению Национальным фондом РК он назвал дорогу дорогостоящим проектом, требующим постоянного внимания и ремонта. “При этом пассажиропоток между Астаной и Алматы не обеспечивает должную прибыльность этой дороги. Поэтому данная идея требует тщательного расчета, прежде чем мы начнем финансирование”, — подчеркнул он.

Уж не знаю, что президенту нашептали его советники, но факт остается фактом: изначально глава государства поверил в эту чиновничью мегамысль о суперпроекте и дал ему старт. Но при этом, по-видимому, все же присматривался ко всему со стороны. Да и доверием наши госслужители обделены, когда дело пахнет большими деньгами. Возможно, масло в огонь подлили СМИ и аналитики своими публикациями, проанализировав которые, президент поставил под сомнение строительство железной дороги.

Но не только скоростной дорогой жив Казахстан. Так, в середине декабря 2012 года в ходе пресс-конференции в Алматы директор государственной компании горнолыжный курорт “Кок-Жайляу” Александр Гужавин сообщил СМИ о том, что инвестиционный бюджет курорта составляет всего-то $450 млн. Сущие пустяки. А вот проведение EXPO-2017 обойдется Казахстану, по различным оценкам, от $1,2 млрд до $2 млрд. Просто мелочь.

В связи со всем выше написанным вспоминается отрывок диалога Ильфа и Петрова из “Золотого теленка”.

***

***

Казахстан на самом деле забурел. Одни в Мангистауской области, как Шура – по мелочи. Другие, инициировавшие Актау-сити, “Кок-Жайляу”, скоростную железную дорогу – по-крупному. Один в один Остап Бендер и перстень всего в четыре карата. И мы, как и в любой стране мира, любим считать чужие деньги. Для нас нет более интересного занятия, чем сравнить будущий бюджет строительства автовокзала в Актау с бюджетом других объектов за пределами Казахстана. И еще одна неискоренимая черта наших чиновников – быть не как все, а лучше. Нет, это конечно, хорошая черта, но не в нашем случае.

К примеру, недавно украинские СМИ сообщили, что одесская мэрия ищет инвесторов для строительства городского выставочного центра. Предполагается, что он будет аналогом подобных объектов в Германии, Франции, Италии и России. От частного инвестора потребуется около $7-8 млн на реализацию задумки. У меня смутные подозрения, что после успешной сдачи актауского автовокзала от зависти должен удавиться американский актер Мэттью Перри, сыгравший Чендлера Бинга в комедийном телесериале “Друзья”. В феврале 2013 года он продал свой дом в Голливуд-Хиллз за $4,7 млн, что почти на $2 млн дешевле автовокзала.

Информация для размышления. Отличительная особенность особняка – огромные раздвижные окна, через которые открывается панорамный вид на Лос-Анджелес. В доме 3 спальни, современная кухня, домашний кинотеатр и медиа-зал. В некоторых помещениях установлены камины. В отделке трех ванных комнат использован искусственный камень, впитывающий влагу в 300 раз меньше, чем мрамор. Во внутреннем дворике расположен бассейн с зоной спа.

Кстати, есть и хороший повод испытать чувство гордости за Казахстан. Автовокзал более чем на $3 млн дороже, чем годовое содержание бывших американских президентов. В 2012 году налогоплательщики США потратили на это дело $3,7 млн. И эта сумма включает в себя выплату пенсий, компенсаций и льгот, а также расходы вроде личного транспорта, почтовых услуг и аренды офисов.

А напоследок самое сладкое. Недавно американский институт математики Клэя, один из центров мировой математической элиты, объявил международный конкурс, призовой фонд которого составляет $7 млн. Для решения предложены семь наиболее трудных математических задач. Эксперты считают, что результаты конкурса могут произвести революцию в области компьютерной безопасности.

Кто-то науку развивает, а кто-то строит вокзалы. Выражаясь абстрактно, мы плаваем на дряхлом суденышке только возле берега, тогда как другие создают высокотехнологичные плавательные средства. Купив за хорошие деньги высокотехнологичное плавательное средство, мы гордо в него садимся, включаем бортовой компьютер, надуваем щеки и пыжимся изо всех сил. Причем, пыжатся все.

Сначала в массовом порядке строим теплицы в Южно-Казахстанской области, чтобы обеспечить население ранними овощами, тратим на это большие средства, а через некоторое время выясняем, что 1 кг огурцов из этих теплиц намного дороже тех же огурцов, завезенных за тысячи километров из Узбекистана.

Мы тратим миллиарды тенге бюджетных денег на строительство откормочных площадок, между делом обещая завалить мясом всю Россию, потом везем чуть ли не самолетами породистый скот из-за границы, который, как выясняется позже, опасно болен. Дальнейшее спрогнозировать легко: корма, которые мы заготавливаем, заграничному скоту не подходят по качеству.

Такое впечатление, что весь Казахстан находится в ступоре. Бредовые идеи, которые стоят дороже космических кораблей, бредовые намерения, которые, к большому удивлению, кто-то пытается воплотить в жизнь. Не покидает ощущение, что нескончаемый парад таких идей и намерений имеет четко определенную цель – попасть в поле зрения главы государства и, возможно, получить повышение по службе. Карьера, безусловно, не криминал, и потому цель более-менее понятная. Однако напрягает иное. Почему для повышения по службе нужно воплощать в жизнь самые бредовые идеи?

Есть еще один отрывок из “Золотого теленка”, который точно характеризует то, что сейчас происходит в Казахстане.

***

***

Удивительно как раз то, что отечественным чиновникам для счастья нужно сразу 50 тыс., но по самым скромным подсчетам. А лучше миллионы, миллиарды, триллионы. Какая разница, это же сущие пустяки, пока в Казахстане есть нефть. Но, возможно, я и ошибаюсь…

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.