Издание CRIENGLISH.com со ссылкой на информационное агентство Xinhua опубликовало репортаж под названием “Regular Cargo Train Links China, Poland” — “Открыто регулярное грузовое железнодорожное сообщение между Китаем и Польшей”.
В нем говорится так: “Регулярное грузовое железнодорожное сообщение между Китаем и Польшей было официально открыто во вторник.
Местные средства массовой информации сообщили, что поезд с 41 контейнером из Китая прибыл на железнодорожную станцию Лодзь в Центральной Польше в мае, пройдя почти 10 тысяч километров за 15 дней.
Поезд из Китая в Польшу проехал через Казахстан, Россию и Белоруссию. Согласно графику, такой поезд должен отправляться из Китая в Польшу каждую неделю.
Железнодорожное сообщение организовано китайской компанией Chengdu Hatrans YHF Intermodal Logistics, а базирующаяся в Лодзи логистическая фирма Hatrans является оператором для него в Польше”.
По сути дела, речь в данном случае идет об исторической важности события для Казахстана. Во-первых, это означает начало практической реализации планов Китая по восстановлению Великого Шелкового пути в качестве пересекающей территорию нашей республики торговой трассы эпохи глобализации. А во-вторых, Казахстан впервые в пору новейшей истории становится транзитной страной, через которую на регулярной основе начинает осуществляться товарообмен между двумя крупнейшими в мире регионами – Юго-Восточной Азией и Европой.
Вышеизложенная информация лишний раз подтверждает то, что связи Китая с Центральной Азией в целом и с Казахстаном, в частности, принимают все более интенсивный и масштабный характер. Некоторые склонны углядывать в этом тенденции стремительного усиления китайского влияния в регионе и у нас в стране.
Но тут, видимо, вот на что надо обратить внимание. Китай – единственная из крупных международных сил, которая не только имеет в своих руках ключи, которые могут отпереть нашу глубинно континентальную замкнутость, но и видит свою выгоду в том, чтобы пустить их в ход. О чем речь? Казахстан, как и вся Центральная Азия, продолжает находиться в крайне невыгодном для ведения успешной внешней торговли положении и, соответственно, выносит на себе все тяготы такой проигрышной позиции. Вот, посудите сами. На крайнем западе от нас – высокоразвитые страны Западной Европы. От них до нас нисходящая градация, обозначающая все меньшую и меньшую развитость. Такая же картина к востоку, где в начале цепочки – Япония, в промежутке – новые индустриальные государства (НИС) и Китай, а в конце — мы. Других путей на просторы мирового рынка у нас нет. Во всяком случае, пока. И в том, и в другом случае Казахстан занимает положение замыкающего. Мы как бы на острие перевернутого равнобедренного треугольника.
Так вот, Китай, продвигая идею возрождения Великого Шелкового пути, на практике способствует трансформации Центральной Азии из тупика вышеописанного порядка в важнейший транзитный участок в предполагаемом большом трансконтинентальном пути международной торговли. Без его огромных объемов экспортных товаров возрождение или скорое воссоздания такого маршрута – затея совершенно бесперспективная.
Открытие регулярного грузового железнодорожного сообщения между Китаем и Польшей фактически знаменует выведение Казахстана из континентального тупика и превращение его в важнейшее транзитное звено на азиатско-европейском трансконтинентальном пути, призванном несколько разгрузить становящийся все более и более интенсивным морской трафик между Дальним Востоком и Западной Европой через Суэцкий канал.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.