Издание Global Times со ссылкой на информационное агентство Xinhua опубликовало репортаж под названием «Kazakh Parliament amends agreement with China on gas pipelineconstruction» — «Казахский парламент вносит изменения в соглашение с Китаем о строительстве газопровода»
В нем говорится так: «Казахский сенат одобрил закон о внесении поправок в соглашение с Китаем о строительстве газопровода.
По распространенным в четверг данным пресс-службы казахского парламента, закон о ратификации протокола о внесении изменений в соглашение между правительством Казахстана и правительством Китая о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации казахстанско-китайского газопровода от 18 августа 2007 года, предполагает внесение изменения в договор с тем, чтобы расширить пропускную способность первого участка газопровода. Такое расширение планируется посредством строительства третьей ветки «С» в одном коридоре вместе с ветками «A» и «B» первого участка газопровода.
Третья ветка «C» будет проложена за счет китайских инвестиций без использования средств из республиканского бюджета.
В соответствии с протоколом, газ из Туркменистана или Узбекистана может поставляться по ветке «C» первого участка газопровода для потребления в южных районах Казахстана».
Планы по строительству третьей ветки объявлялись еще два года назад. В материале Роберта М.Катлера под названием «Asia Times Online: China's gas imports jump», который был опубликован в то время изданием Asia Times, на этот счет излагалось следующее: «Ожидалось, что Казахстан станет обеспечивать четверть от общего объема в 40 млрд. кубометров в год, что первоначально было запланировано для ЦАГП (Центрально-азиатского газопровода – ред.). Однако его нефтегазовое министерство на этой неделе предсказало, что экспорт газа Центральной Азии в Китай увеличится до 65 млрд. кубометров».
В то же самое время, согласно озвученному тогда заявлению этого ведомства РК, собственно казахстанский газовый экспорт, запланированный на уровне 10 млрд. кубометров в год, мог предположительно увеличиться до 25 млрд. кубометров в год.
Далее Роберт К.Катлер писал: «Делая такое объявление, Кайрат (Каиргельды – ред.) Кабылдин, (бывший сейчас уже – ред.) руководитель «КазМунайГаза» (КМГ), государственной нефтегазовой компании, заявил, что дополнительные объемы достигнут Китая посредством строительства третьей ветки ЦАГП из Казахстана».
За прошедшее с тех время многое изменилось. В частности К.Кабылдин более не является руководителем «КазМунайГаза». В октябре 2011 года он был назначен на пост генерального директора АО «КазТрансОйл». Должность председателя правления национальной компании «Казмунайгаз» с декабря 2011 года занимает Ляззат Киинов. Но объявленные еще прежним ее руководителем планы теперь получают законодательное подкрепление. Их реализация, как предполагается, увеличит пропускную способность ЦАГП с 40 млрд. кубометров до 65 млрд. кубометров.
На территории самого Китая в январе 2005 года был сдан в эксплуатацию газопровод Запад-Восток, представляющий собой главный газовый становой хребет Китайской национальной нефтяной компании. Он берет начало в провинции Синьцзян и заканчивается в Шанхае и тянется почти на 4 тысячи верст. Мощность его составляет порядка 34 млн. кубометров в сутки или 12,4 млрд. кубометров в год. У него имеется множество ответвлений по пути следования основного маршрута.
В Китае за последние годы объемы потребления газа растут. К примеру, за пятилетие с конца прошлого десятилетия по 2004 год они увеличились в 2 раза и составили 36,7 млрд. кубометров. Тогда доля природного газа в энергопотреблении Китая составляла всего 3 процента. Но она, как ожидается, может быстро увеличиваться. При этом доказанные запасы «голубого топлива» в Китае весьма скромные – от 1,5 до 2,3 триллиона кубометров. То есть китайский показатель в этом отношении меньше казахстанского или, скажем, туркменского. При этом потенциал рынка потребления там представляется огромным.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.