Алматы. 25 июля. КазТАГ — В настоящее время отсутствуют как внутренние, так и внешние причины для девальвации тенге, считает председатель Национального банка РК Григорий Марченко.
“В настоящее время отсутствуют как внутренние, так и внешние причины для девальвации тенге. Национальный банк намерен продолжить проведение валютной политики с целью сглаживания резких колебаний обменного курса тенге, не оказывая влияния на формирование общего тренда динамики обменного курса, задаваемого рыночными предпосылками”, — заявил Г. Марченко в ходе онлайн-конференции на портале profinance.kz в четверг.
По его словам, Нацбанк считает необходимым в очередной раз опровергнуть информацию о возможной девальвации тенге по отношению к доллару США, которая периодически “вбрасывается” в интересах различных групп.
По мнению главы Нацбанка, среди фундаментальных факторов, определяющих внешние условия для курсовой политики национальной валюты, особенно выделяются уровень мировых цен на энергоносители и колебания курсов валют стран — торговых партнеров Казахстана.
“Цены на нефть на мировом рынке сохраняются на высоком уровне, составляя более $100 за баррель. Более того, в последние месяцы наблюдается тенденция их роста”, — отметил Г. Марченко.
При этом он утверждает, что курсы национальных валют стран — торговых партнеров РК по отношению к иностранным валютам демонстрируют стабильность, а их колебания не являются значительными. В частности, в 2013 году волатильность курса российского рубля к доллару США составила 9,4%, евро и доллара США к СДР — 9,2% и 5% соответственно.
Вместе с тем колебания российского рубля исторически оказывали большее воздействие на валютный рынок в Казахстане, нежели колебания других иностранных валют, напомнил Г. Марченко.
“Однако это воздействие происходило в случаях, когда ослабление рубля было значительным. В феврале 2009 года девальвации тенге предшествовало ослабление российского рубля более чем на 40%. В настоящее время колебания российского рубля незначительны. Ослабление российского рубля, начавшееся около месяца назад, которое могло бы повлиять на девальвационные ожидания, уже прекратилось. После ослабления курса рубля в июне 2013 года до 33,3 рубля за $1 началось его укрепление (курс рубля вырос до 32,3 руб. за $1). Соответственно курсовая политика России на данном этапе не является фактором для девальвации”, — пояснил глава Нацбанка.
По его данным, на начало июня 2013 года индекс реального эффективного обменного курса тенге по отношению ко всем иностранным валютам по сравнению с февралем 2009 года вырос на 1,8%, что свидетельствует о сохранении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
“По отношению к российскому рублю индекс снизился на 16,2%, что демонстрирует существенное улучшение конкурентных условий для казахстанских производителей и наличие запаса по изменению взаимных курсов”, — добавил Г. Марченко.
На его взгляд, конкурентоспособность предприятий сохраняется также в результате снижения инфляции и темпов роста заработной платы, являющихся основными факторами в формировании издержек производства.
“В течение последних 4 лет средний уровень инфляции составляет 7% и имеет тенденцию к снижению. Инфляция на конец июня 2013 года составила 5,9% в годовом выражении. Кроме того, в течение последних 4 лет отсутствовали внутренние факторы ухудшения конкурентоспособности отечественных производителей, поскольку экономическая и финансовая ситуация в стране демонстрировала позитивную динамику”, — добавил глава Нацбанка.
В то же время “в отношении внешних факторов Национальный банк отмечает, что эпизодическое снижение мировых цен на отдельных товарных рынках может негативно сказаться на конкурентоспособности некоторых экспортеров”.
“Однако такая серьезная мера, как девальвация национальной валюты, не может и не должна проводиться для поддержания конкурентоспособности экспортеров отдельных секторов в условиях краткосрочных колебаний мировых цен на товарных рынках, а исключительно в интересах всех субъектов экономики и населения”, — отметил Г. Марченко.
По его утверждению, Нацбанк имеет все необходимые инструменты для сохранения конкурентоспособности на текущем уровне. При этом в долгосрочной перспективе стабильность национальной валюты обеспечивается фундаментальными факторами.