Пенсионная реформа по-белорусски. Версия light

Пока в Казахстане ломают копья вокруг повышения пенсионного возраста, в Беларуси приучают к возрасту "доброй воли"

Беларусь наравне с Россией остается оплотом советских стандартов пенсионного возраста. Женщины здесь, как и полвека назад, выходят на пенсию в 55 лет, мужчины – в 60. На заметку пассажирам, летающим самолетами "Белавиа": если по белорусским меркам вы уже пенсионер, спрашивайте скидку, ее действие распространяется в том числе на иностранцев.

Благодаря чему государство держит старую планку? Дело не в экономических успехах – их почти нет, не в особой демографической ситуации – она не лучше, чем в Казахстане. Секрет в политической воле главы государства.

Гарант низкой планки пенсионного возраста, как и всех других чудес белорусской стабильности, – президент Лукашенко. "Гуманность" его объясняется примерно так же, как и "широкий жест" президента Назарбаева, завернувшего обратно в парламент известный законопроект: старшее поколение – лучший союзник власти, а пожизненный паек – лучший поводок для союзника.

– Мы отбрасываем вариант, по которому пошла Европа, – повышение пенсионного возраста, – успокаивал Александр Лукашенко электорат весной прошлого года. – Мы не можем на это сейчас пойти. Мы обещали своим людям, что мы на это пока не пойдем. И люди просят нас этого не делать.

Каждому по возможности

В отличие от "людей", ответственные за соцобеспечение чиновники робко намекают, что другого пути нет. Последний год они то и дело заявляют перед СМИ, что пенсионная система страны работает на пределе, и, кажется, не преувеличивают.

Накопительная система в Беларуси в зачаточном состоянии – ее, по большому счету, и не пытались внедрить серьезно. Пенсии выплачиваются из фонда социального страхования, который формируется за счет солидарных взносов работников (это мизер – всего 1% от зарплаты) и работодателей (для большинства нанимателей это 29% от фонда заработной платы). И значит чем меньше трудоспособных граждан, тем больше они должны отдавать пожилым. Или тем меньше пожилые должны потреблять.

Сегодня население Беларуси на 27% состоит из пенсионеров. На 100 работающих в среднем приходится 57 вышедших на заслуженный отдых. И облегчения ждать не приходится: по прогнозам, уже к 2015 году число пенсионеров возрастет до 60 на 100 работающих, а в 2020-м составит 67 человек. Совсем скоро в трудоспособный возраст массово войдет малочисленное поколение 90-х. И, как прогнозирует Всемирный банк, уже в 2014 году профицит бюджета пенсионного фонда в Беларуси сменится структурным дефицитом.

Тут, как говорит Лукашенко, "никуда не деться, каждому пенсионеру – по возможности государства". В настоящее время государство оценивает свою потенцию примерно в 220 долларов – такой средний уровень пенсий по возрасту был в июне. Это, кстати, долларов на 45 меньше, чем получают в среднем казахстанские пенсионеры с учетом базовой выплаты.

И так как даже эту смешную сумму 2,5-миллионной армии пожилых выплачивать становится все более проблематично, в Беларуси все же решились на пенсионную реформу. Вслед за обещанием не поднимать пенсионный возраст Лукашенко в прошлом году подписал указ, стимулирующий более поздний выход людей на пенсию.

Откажись, чтобы взять больше

Суть в том, что за каждый год добровольной отсрочки от выхода на пенсию гражданин в будущем получает прибавку. Такой механизм в Беларуси существовал и раньше, но теперь прибавки существенно увеличены. Так, за один год отсрочки размер пенсии повышается на 6% заработка, принимаемого для исчисления пенсии. За два года повышение составит 14%, за три года – 24%, за четыре – 36%, за пятый и каждый последующий год предусматривается повышение размера пенсии на 14% заработка, которые суммируются с процентами повышения, установленными за предшествующий период. За каждые полные 2 месяца неполного года предусмотрено увеличение на 1% заработка, которые также суммируются с остальными.

Таким образом, белорусам дали выбор: уходить на покой в привычный срок со скромными 200-250 долларами пожизненного пенсиона либо добровольно оттягивать заслуженный отдых в надежде на прибавку. Третья возможность: получать пенсию и продолжать работать – тоже не исключается.

Из примеров, которые приводило Минтруда РБ, очевидно, что целевой аудиторией этой реформы, как и в Казахстане, являются женщины. Они и живут дольше мужчин, и на пенсию выходят раньше. По всему, чиновники исходили из того, что белоруски захотят продлить трудовую биографию еще лет на пять. По условиям указа получается, что такие труженицы к 60 годам увеличат свою пенсию по отношению к исходной примерно на 75%.

Расчетам чиновников оппонировали независимые эксперты. Они подсчитали, что потенциальным пенсионерам, если они в силах работать, все же выгоднее получать и зарплату, и пенсию, нежели отказываться от последней ради более высоких социальных выплат в будущем. Особенно мужчинам, ведь их жизнь так скоротечна: по статистике, белорусские мужчины живут около 66 лет. Женщины – 77 лет.

Скольких человек указ действительно стимулировал на отсрочку пенсии, пока неизвестно. С момента вступления документа в силу прошло меньше года, и статистики еще не владеют информацией о числе добровольцев-отказников. Но судя по откликам работников органов соцобеспечения, таких немного. Ведь кроме риска умереть раньше времени труженика-"марафонца" всегда преследуют высокие девальвационные риски. И если финиш для бегуна на дальние дистанции совпадет с очередным обвалом белорусского рубля, то все намотанные сверх дистанции километры фактически обнулятся.

Экономия навскидку

Но не только за это критикуют "облегченную" пенсионную реформу в Беларуси. Главная претензия экспертов в том, что разработчики не рассчитали планируемый эффект от введения механизмов стимулирования более позднего выхода на пенсию. В самом деле, власти не назвали ни количество предполагаемых "отказников", ни запланированную экономию средств фонда соцстрахования.

Без детальных социологических исследований даже самый опытный экономист не в силах сказать, какой процент населения согласится уйти на пенсию на несколько лет позже в обмен на повышенную пенсию в будущем. А не выйдет ли другая крайность – что через пять лет 60-летние пенсионерки сплошь начнут получать повышенную пенсию, и в солидарном фонде не останется денег тем, кто будет выходить на пенсию вслед за ними?

Кроме того, авторов указа просят учесть что, отказываясь от своевременного выхода на пенсию, лицо предпенсионного возраста не освобождает рабочее место, а это приводит к тому, что молодым специалистам становится труднее найти работу по специальности. Таким образом, создаются предпосылки для роста безработицы или ухода квалифицированных молодых специалистов на рынки или в сектора, где они будут работать не по специальности. В общем, несмотря на кажущуюся универсальность мягкой "пенсионной реформы", ее результативность вызывает сомнения.

Но, возможно, это только пробный шар перед более радикальными мерами по сокращению расходов на пенсионные выплаты. Переход к накопительной системе – процесс долгий и слишком рискованный (провал казахстанских НПФ красноречивый тому пример), да и инструментов для эффективного управления денежными накоплениями в Беларуси нет. Поэтому, несмотря на громкое отрицание белорусским президентом "пути Европы", не исключено, что после заигрываний с населением власти все-таки выберут шоковое, но простое решение – повышение пенсионного возраста.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.