Подготовка детей к 1 сентября – головная боль родителей. К этой простой истине казахстанцы настолько привыкли, что им и в голову не придет спросить с государства за плохое качество обуви или дороговизну ранцев на базаре. Другое дело в "союзной" Беларуси…
В советской по духу республике августовская школьная кампания сродни жатве на полях. Это время, когда товарищи из Минторга, Беллегпрома и Белкоопсоюза (потребительские союзы в стране живут и здравствуют) собирают специальные пресс-конференции, на которых рапортуют журналистам о проделанной работе по обеспечению школьников всем необходимым. Отчеты о пошитых костюмах и отлитых кедах звучат столь же ответственно, как оперативные сводки о намолоте зерна.
Как и битва за урожай, подготовка к 1 сентября начинается в Беларуси ранней весной. На заседании специального координационного совета предприятия Беллегпрома устраивают демонстрацию моделей, во время которой компетентные особы отбирают, на их взгляд, самые удачные. Потом несколько месяцев текстильщики ткут, конструкторы разрабатывают размерный ряд, а швеи нашивают школьный ассортимент. Ответственные лица тем временем следят, чтобы предприятия наращивали темпы роста, а статистика пошитых костюмов не отставала от прошлогодних показателей.
Потом настает пора везти эти горы детских вещей в магазины. "К новому школьному сезону в магазины страны поступило около 825 тысяч швейных изделий", – отчитался на днях замглавы Беллегпрома. А в Минторге дополнили: "В нынешнем году около 80 белорусских предприятий к учебному году предлагают для девочек около 270 моделей одежды (комплекты и сарафаны, платья, блузки, брюки и юбки, пиджаки и жилеты), для мальчиков – 250 моделей одежды (костюмы и комплекты, пиджаки и жилеты, брюки и сорочки)". В сотнях тысяч измерили также трикотажные изделия и обувь.
Дайте туфли 43-го размера!
Особенно умилительно слушать, как важные тети и дяди повествуют о новинках школьного ассортимента. "Мы увеличили полнотный ряд, появились модели брюк для мальчиков с большим объемом талии", "такие-то фабрики предлагают одежду с внутренними карманами для сотовых телефонов из специальной ткани, которая защищает ребенка от электромагнитного излучения", "предприятие (имярек) нас изумило коллекцией сорочек", – хвалят они преуспевших производителей. И ругают таких, например, как Кричевский завод резиновых изделий, который якобы не смог отлить достойный ассортимент кед и полукед.
Журналисты, среди которых много мам, на таких встречах с чиновниками настроены воинственно. Школьный ассортимент в Беларуси принято дружно ругать, как и в целом продукцию отечественного легпрома. Родители недовольны, что детская одежда пошита из искусственных, а не натуральных тканей, что модели такие некрасивые и неудобные, а цены такие высокие. Претензии к размерному ряду: почему если ученик ростом 170 см, то костюм на него обязательно 48-го размера, разве ребенок не может быть высоким и худым? Почему в детских обувных отделах не найти туфли 43-го размера – вы же знаете, какая сейчас акселерация! Для казахстанцев такая жалоба покажется дикой, а в Беларуси одевать ребенка до 16 лет в детском отделе – это нормально. Торговые надбавки там гораздо ниже, чем во взрослых.
Вообще-то совковое качество за большие деньги – фирменный стиль белорусской легкой промышленности. Многочисленные швейные и трикотажные фабрики существуют не столько как экономический, сколько как социальный проект: они обеспечивают рабочие места женщинам. Управляет большинством этих предприятий государство, и управляет плохо. Старое оборудование, зависимость от импортного сырья, советские стандарты производства дают соответствующий результат. Кое-что получается недурно, но в целом – "совок". Хотя гостям из Казахстана часто нравится: но они-то сравнивают с китайским барахлом.
На заказ и в кредит
И все же отношение государства к школьной кампании внушает уважение. Ежегодное выступление ответственных руководителей призвано в том числе напомнить родителям, чтобы в магазинах они не стеснялись пользоваться своими правами покупателя. "Если ребенку не подходит по размеру пиджак или брюки, то продавец разукомплектует костюм", "если вам понравилась модель, но нужного размера нет, оставьте заявку, ее отправят на фабрику, и там дошьют изделие по вашему заказу", – дает советы белорусам Минторг.
Да, в деревнях служащие делают подворный обход, чтобы узнать размеры первоклассников и правильно оформить торговую заявку. А чтобы снизить цены на форму в сельских магазинах, работники Белкоопсоюза выгребают со складов предприятий и столичных универмагов остатки не проданных с прошлого года моделей, сторговываются о скидках и перенаправляют товар в села. Так что, по заверениям чиновников, собрать ребенка в школу там можно меньше чем за $100. "И это не неликвид, а хорошие, качественные изделия, но производства прошлого года", – утверждают они.
Видимо, с учетом деревенских скидок, экипировка для младшеклассника в этом году, по подсчетам Минторга, обойдется от $100 до $400, старшеклассник будет стоить родителям от $120 до $480. Нижняя планка, конечно, из области фантастики, а вот верхняя вполне отвечает ценовым реалиям, но многим, увы, не по карману.
Кстати, о деньгах. Тем, кому их не хватает, крупные государственные магазины предлагают брать школьные товары в кредит, в том числе беспроцентные. А еще под школьную кампанию можно взять льготный кредит в банке или воспользоваться различными акциями торговых точек. И это не считая обязательных скидок для многодетных и малообеспеченных семей.
Щедрость государственных предприятий понять легко: ученический дресс-код приносит убогому белорусскому легпрому до 20% всей прибыли, так что 1 сентября здесь действительно год кормит.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.