Corriere della Sera: Если говорить о ляпах, какие уроки итальянский МИД извлек из дела Шалабаевой, казахской женщины неправомерно высланной из Италии?

К вопросу о том, почему угрозы главы МИД Италии Эммы Бонино выдворить посла РК в Риме Андриана Елемесова на поверку оказались пустым

Газета Corriere della Sera опубликовала материал под названием «Quelle telefonate con l'Iran per fermare il blitz in Siria» — «Эти телефонные звонки с целью остановить блицкриг в Сирии».

Он представляет собой ответы итальянского министра иностранных дел Эммы Бонино на журналистские вопросы по актуальной проблематике внешней политики Италии. Последний из них звучит так: «Если говорить о ляпах, какие уроки вы извлекли из дела Шалабаевой, казахской женщины неправомерно высланной из Италии?».

Вот как Эмма Бонино ответила на него: «Я осознала, как мало внимания уделяется в правительстве министерству иностранных дел касательно инцидентов, связанных с иностранными гражданами в Италии. Мы продолжаем следить за госпожой Шалабаевой. И позвольте мне сказать о том, что министерство иностранных дел отслеживает большое количество отдельных случаев. Мы помогаем 10 тысячам итальянцам, попавшим в трудное положение за рубежом. Из них 3120 находятся в тюрьме».

Как это и видно, глава внешнеполитического ведомства Италии на совершенно конкретно поставленный вопрос, по сути, сколько-нибудь удовлетворительного ответа не дала. Так что осталось не известным то, какие же уроки итальянский МИД извлек «из дела Шалабаевой, казахской женщины». Что же касается осуществляемого этим ведомством «слежения за госпожой Шалабаевой», трудно сказать, выйдет ли из этого когда-нибудь какой-либо толк.

Италия официально признала неправомерность экстрадиции жены и дочери Мухтара Аблязова. Однако министерство внутренних дел и министерство юстиции страны, которые являются ответственными за соблюдение законности при осуществлении такого рода процедур, по сию пору не дали внятных объяснений по тому, как и по чьей вине «случай Шалабаевой» вообще мог иметь место.

А МИД Италии в лице его главы Эммы Бонино повел себя очень жестко в отношении главы диппредставительства РК в Риме Андриана Елемесова, обвинив казахского посла в превышении своих полномочий в ходе экстрадиции жены и дочери беглого казахского банкира и фактически объявив продолжение пребывания того в Италии нежелательным. Но Казахстан продемонстрировал недюжинную решительность и неуступчивость. Астана, как пишут итальянские газеты, пригрозила принятием ответных мер в случае объявления Андриана Елемесова нежелательной персоной. И Рим так и не решился перейти от слов к делу. То есть не предпринял официальных мер в подтверждение слов Эммы Бонино.

Бывший руководитель внешнеполитического ведомства Италии Джулио Терци ди Сант'Агата, имея в виду «случай Шалабаевой» и еще одну похожую на него, но не связанную с Казахстаном историю, заявил, что способность итальянского правительства «управлять международными кризисами снижается». Тут, конечно, имеется в виду, прежде всего, итальянский МИД.

А теперь несколько слов о том, что же может означать заявление Эммы Бонино: «Мы продолжаем следить за госпожой Шалабаевой». Ранее она давала корреспонденту Radio Anch'io такие пояснения на этот счет: «У нее есть доступ к Интернету, и она может перемещаться внутри страны, но не за ее пределами. Она поддерживает ежедневную связь, как и мы, с ее итальянскими адвокатами и казахскими законными представителями в других странах. Это ей решать, хочет ли она запрашивать выезд (из Казахстана). Я думаю, что она это сделает, но пока не сделала».

Алма Шалабаева, чья экстрадиция из Рима в Алматы признана итальянскими властями неправомерной, находится в Казахстане уже свыше пяти месяцев. Запрос на выезд она, насколько это известно, не сделала.

Итальянские министры, чьи ведомства являются ответственными за соблюдение законности при осуществлении экстрадиции иностранцев, остаются на своих местах.

Также, насколько это известно, остается при своей должности посол РК в Италии Андриан Елемесов.

То есть, хотя незаконность экстрадиции Алмы Шалабаевой признана, это для тех официальных лиц, которые по службе имели к ней отношение, серьезными отрицательными последствиями не обернулось. Одним словом, пострадавшая в этой истории по-прежнему одна только жена Мухтара Аблязова.

Да, Эмма Бонино грозилась выдворить главного казахского дипломата в Риме из-за предполагаемого оказания им давления на министерство внутренних дел Италии с целью добиться депортации Шалабаевой и ее шестилетней дочери в обход соответствующих каналов в министерстве иностранных дел Италии. Но эти угрозы на поверку оказались пустым звуком. Размах был, образно говоря, рублевый, а удар-то оказался копеечным.

Вот почему, надо полагать, глава внешнеполитического ведомства Италии теперь на совершенно конкретно поставленный вопрос, по сути, сколько-нибудь удовлетворительного ответа не в состоянии дать.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.