Беларусь закрывает вещевые рынки?

В Беларуси вновь смута в связи с внедрением техрегламента ТС о безопасности продукции легпрома

Рыночные торговцы в Беларуси с 1 декабря могут не выйти на работу. Техрегламент Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности", помноженный на действия государственной власти, угрожает превратить их в нелегалов.

Летние баталии по поводу злосчастного техрегламента, казалось бы, отодвинули проблему предпринимателей на один год, однако новые действия правительства вновь всколыхнули волну недовольства. Как следует из выступления вице-премьера РБ Петра Прокоповича, с 1 декабря 2013 года техрегламент на территории Беларуси вступает в силу окончательно и бесповоротно.

"То есть с 1 декабря предприниматели не смогут продавать товар, который не имеет подтверждающих документов. Все, кто работает на белорусским рынке, – малые, крупные, средние торговые сети и ИП – будут работать по единым правилам и должны будут иметь соответствующие документы", – заявил Прокопович, чем разрушил с таким трудом достигнутое согласие между государством и малым бизнесом.

Вступил в силу, но не работает

Формально техрегламент вступил в силу больше года назад, с 1 июля 2012 года. Он предусматривает, что часть продукции легкой промышленности подлежит обязательной сертификации, а часть – декларированию соответствия. Наиболее строгие требования – к нательному и постельному белью, чулочно-носочным изделиям и одежде первого слоя, которая имеет непосредственный контакт с кожей человека. Менее строгие – к одежде 2-го и 3-го слоев, меховым и кожаным изделиям, головным уборам, обуви, ковровому покрытию, тканям. Но независимо от уровня строгости любое из перечисленных изделий легкой промышленности прежде чем поступить на прилавки, должно пройти лабораторную проверку по механическим, химическим и биологическим показателям и по результатам испытаний маркировано знаком EAC ("Евразийское соответствие"). Если производитель или оптовик позаботился о сертификации – проблем не будет, если же нет – забота ложится на плечи продавца.

На практике эта схема пока не работает благодаря переходным периодам. До 1 июля 2014 года предприниматели вправе реализовывать продукцию, применяя к ней требования ранее действовавшего национального законодательства и выданные на нее до введения технического регламента документы по оценке соответствия.

По продукции, которая ранее не подлежала обязательной оценке соответствия, переходный период закончился 31 декабря 2012 года. Под эту статью подпали индивидуальные предприниматели стран ТС, у которых до введения в действие данного техрегламента не было обязанности подтверждать соответствие их товаров требованиям безопасности.

Все вышеперечисленное, однако же, знают только белорусские ИП. На рынках Казахстана и России тишь да гладь. По версии белорусов, тамошние власти и не пытаются контролировать соблюдение техрегламента. Оно и неудивительно: как заставишь торговца с алматинской барахолки нести в лабораторию каждую пару ядовитых китайских тапок? Казахстанские торговцы не покорные белорусы – тут и до социального бунта недалеко.

Протесты помогали держаться

Хотя и белорусские ИП в защите своего бизнеса проявили небывалую гражданскую активность. Круглые столы, открытые письма, приостановка торговли – чуть до марша протеста не дошло.

Аргументы белорусов против новых правил: оптовики на московских рынках, где в основном закупаются "челноки" из Беларуси, не выдают никаких сертификатов, а экспертизы в лабораториях розничным торговцам не по карману. Мало того, что дорого, так еще и опытный образец безнадежно испорчен. А если это норковая шуба? В общем, не техрегламент, а разорение. Предприниматели советуют властям: если хотите навести порядок с безопасностью, начинайте не с белорусской розницы, а с российского опта.

Это возмущение заставляло белорусские власти неоднократно продлевать переходный период по внедрению техрегламента, устанавливая для ИП добровольный порядок декларирования товаров. Июньская забастовка торговцев отодвинула час "x" еще фактически на год.

ИП, купившим товары у оптовиков без сертификатов, до 1 июля 2014 года, разрешили торговать ими "при условии наличия на товары легкой промышленности сопроводительных документов, свидетельствующих о том, что они приобретены у субъектов хозяйствования государств-членов Таможенного союза". При этом продавец при продаже должен выдать покупателю справку-предупреждение о том, что товар не проверен. В ней он также обязуется вернуть деньги, если будет установлено несоответствие товара требованиям техрегламента.

И так как сопроводительных документов на товар у белорусских ИП тоже не оказалось, то власти пошли на еще одно послабление: пообещали до июля не наказывать и за это нарушение – только мониторить, начиная с 1 ноября.

Не безопасность, а деньги

Ноябрь наступил, и обещание было нарушено. Никаких отсрочек до лета – даешь жесткие правила с 1 декабря! Протесты ИП больше не действуют. Ни жалобы, что Беларусь якобы расширила область применения техрегламента, ни доводы, что закрытие рынков приведет к ликвидации около 150 тыс. рабочих мест по всей стране и ежегодным потерям бюджета порядка $370 млн.

Причем в правительстве почти не скрывают, что дело не в безопасности товаров, а в валютном кризисе, который в очередной раз вплотную надвинулся на Беларусь. Отрицательное сальдо внешней торговли, большие выплаты по внешнему долгу, таящие золотовалютные резервы – ситуацию на финансовым рынке осложняет рост потребительского импорта.

В связи с этим в речах государственных деятелей зазвучала тема посредников-"нахлебников", которые прикарманивают драгоценную валюту. Как заявил белорусский вице-премьер, посредники должны быть удалены, ИП следует налаживать поставки непосредственно от изготовителей.

"Это неправильно, что один и тот же телевизор из Европы у нас стоит дороже, чем в Москве, откуда он завозится, – возмутился Прокопович. – Для этого нет никаких оснований. Нет оснований для того, чтобы ехать за этим телевизором в Москву, если можно напрямую везти его из Европы".

Не надеясь на частный сектор, вице-премьер поручил Минторгу РБ "немедленно включиться в закупку импортных товаров напрямую с производителями по самым низким ценам, тем самым сделать конкуренцию остальным, частным, оптовикам, и сбить цены на импортные товары". Это, по его словам, не только уменьшит "стоимость товаров здесь, у нас, но и создаст предпосылки для того, чтобы наши люди не ехали лишний раз за этим же товаром в Польшу, Литву и так далее". Минторг же, в свою очередь, настойчиво рекомендовал предпринимателям обеспечить на прилавках свободный выбор товаров белорусского производства.

В общем, вопрос внедрения в Беларуси техрегламента ТС "О безопасности продукции легпрома" – это вопрос не безопасности, а денег. И не интеграционные обязательства Беларуси, а нехватка валюты заставляют вице-премьера вмешиваться в область техрегулирования.

И уж если задача правительства – ограничить утечку валюты, закрыв рынки, то забастовками ИП на этот раз своего вряд ли добьются.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.