Daily News & Analysis: Почему Индия должна действовать в Центральной Азии до того, как ее влияние там ослабнет?!

Официальный Дели, похоже, готов расстаться с пассивной позицией в этом вопросе. Его, во всяком случае, к этому подталкивают. Но что же изменилось?

Издание Daily News & Analysis опубликовало аналитическую статью Джайдипа Прабху под названием «Central Asia — Why India must act before its influence wanes» — «Центральная Азия — Почему Индия должна действовать до того, как ее влияние ослабнет».

В ней говорится так: «Центральная Азия не часто фигурирует в новостях. В самом деле, отчего ей фигурировать там часто, когда она окружена регионами с куда более частыми громкими событиями? К югу от нее имеют место война в Афганистане, огни исламизма в Пакистане и ядерная горячая зона. Немного к западу от этого располагается Иран с его ядерной программой; в последнее время пребывал в центре внимания даже Кавказ, разрываемый, поскольку он находится между Россией и Европейским Союзом. На севере — Россия, все еще пытающаяся остановить истечение своей власти со времен, когда она представляла собой Советский Союз. А к востоку от Центральной Азии находится Китай, демонстрирующий свои военные мускулы всюду — от Восточно-Китайского моря до Аксайчин (региона на границе Китая, Пакистана и Индии – авт.).

Центральная Азия включает в себя пять стран – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Этот регион, некогда названный бывшим советником президента США по национальной безопасности Збигневом Бжезинским Евразийскими Балканами, одновременно нестабилен, коррумпирован, опасен, очень богат минеральными ресурсами и стратегически расположен. Он представляет собой главный приз в новой «большой игре» и, что самое главное для Дели, находится у него под боком и при этом ускользает».

Вопрос о том, почему же Индия должна действовать в Центральной Азии до того, как ее влияние ослабнет, представляется интригующим. Ведь за те двадцать с лишним лет, на протяжении которых республики региона существуют как независимые государства, Дели подобного рода вопросы вроде бы не очень-то волновали. Именно поэтому Индия имеет весьма ограниченное влияние в Центральной Азии, которое, конечно же, может сделаться еще менее эффективным при фактическом воздержании индийской стороны от новой «большой игры» на так называемых Евразийских Балканах. Но, похоже, официальный Дели готов расстаться с пассивной позицией в этом вопросе. Его, во всяком случае, к этому подталкивают. Но что же изменилось?

Дело, видимо, в том, что индийский истеблишмент тоже имел виды на свою долю в главном призе в новой «большой игре», то есть также связывал надежды с участием в распределении связанных с Центральной Азией выгод, причем давно, но надеялся, что реализацию такой задачи ему могут обеспечить американцы. Тут имеется в виду вот что. Вашингтон рьяно взялся еще лет десять назад переориентировать Центральную Азию на южно-азиатское направление с российского и китайского направлений. В середине прошлого десятилетия в Конгрессе США озвучивались американские планы по ослаблению зависимости Центральной Азии от России и Китая посредством побуждения стран этого региона на восстановление их исторических связей с Южной Азией – Пакистаном и Индией. Но эти инициативы своей жизнеспособности за время, прошедшее с тех пор, так не доказали. Более того, теперь сами американцы, находящиеся в Афганистане, отделяющем Индию с Пакистаном от бывших советских республик Центральной Азии, собираются уйти из региона.

Признание такой реальности присутствует в вышеназванной статье Джайдипа Прабху в следующем виде: «Хиллари Клинтон озвучила идею нового Шелкового пути в своей речи в Ченнаи в 2011 году, идею «международной системы и сети экономических и транзитных связей», которые свяжут Южную и Центральную Азию с Западом через Афганистан, но мало что из этого получается».

Так, видимо, оно и есть. Между тем, по словам индийского автора, влияние Китая в Центральной Азии растет, причем увеличивается оно за счет сокращения соответствующего влияния России. Но это ожидавшемуся конфликту между ними не приводит, поскольку, мол, «Москва и Пекин также нуждаются друг в друге».

В этих условиях Дели, видимо, ничего другого не остается, кроме как расстаться с пассивной позицией в отношении новой «большой игры» в Центральной Азии.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.