Pakistan Observer: Когда такая мечта воплотится, это будет великий день для народов Казахстана и Пакистана

Разговор о проекте, который в состоянии открыть пакистанские порты для экспорта казахских товаров

Издание Pakistan Observer опубликовало репортаж Ляката Тоора под названием «Springing up 'Land of Kazakhs' has a role in world».

В нем говорится так: «Республика Казахстан, крупнейшая континентально-замкнутая страна, поднимается в экономическом плане в регионе с тем, чтобы влиять на ситуацию не только в Центральной Азии, но и также в мире. Страна, наделенная природными ресурсами, имеет один из лучших в мире показателей по доходам на душу населения. Столкнувшийся с огромными проблемами после обретения независимости, Казахстан в настоящее время следует по пути прогресса и стабильности.

Казахи имеют исторические и культурные связи с Пакистаном. Древние путешествия по Шелковому пути связали два региона. Эти связи укрепились после обретения независимости, поскольку частые визиты президента Нурсултана Назарбаева в Пакистан и пакистанского руководства в Астану заложили прочную основу для дальнейшего сближения этих стран. Посол Казахстана Бахытбек Шабарбаев борется во имя того, чтобы дать новый импульс таким многомерным отношениям».

Вслед за этим в репортаже рассказывается об официальном приеме, который посольство РК в Пакистане устроило по случаю 22-ой годовщины независимости своей страны в местном отеле, и о том, какие высокие пакистанские гости почтили его своим присутствием.

Далее Лякат Тоор заводит уже речь о перспективах развития пакистанско-казахстанских экономических связей.

«Пакистан и Казахстан располагают большим потенциалом для развития своих связей в различных областях, — пишет он. — В то время как Казахстан является не имеющим выхода к морю государством, создание экономического коридора посредством сухопутного маршрута представляется мечтой для обеих стран. Пакистанские порты открыты для экспорта казахских товаров. Такой коридор окажется точь-в-точь как звено древнего Шелкового пути, который оплетал регион сетью своих маршрутов в прошлом. Если он будет создан, между двумя странами установятся самые интенсивные торговые и экономические связи. Когда такая мечта воплотится, это будет великий день для народов Казахстана и Пакистана».

Картина, которую тут представил пакистанский журналист Лякат Тоор, вовсе не представляется преувеличением и при взгляде отсюда или, иначе говоря, со стороны Центральной Азии. Более того, в коридоре, о котором он ведет речь, Казахстан так же, как и другие страны нашего региона, объективно нуждается куда больше, чем сам Пакистан.

Но его идею первым выдвинула двадцать лет назад именно пакистанская сторона. Сделано это было на состоявшемся весной 1993 году конференции стран-членов ОЭС (Организации экономического сотрудничества) тогдашним премьер-министром Пакистана Навазом Шарифом. Сейчас этот человек снова, уже в четвертый раз, возглавляет правительство своей страны.

63-летний Миан Мохаммад Наваз Шариф занимал пост премьер-министра Пакистана с 6 ноября 1990 года до 18 апреля 1993 года, с 26 мая 1993 года до 18 июля 1993 года и с 17 февраля 1997 года до 12 октября 1999 года. В пору его третьего премьерского срока страна обзавелась атомным оружием и по факту была признана ядерной державой.

Для казахстанских государственных деятелей и политиков памятно его первое премьерство. Тогда он показал себя наиболее рьяным в пакистанском истеблишменте сторонником прокладывания энергетических и прочих маршрутов из Центральной Азии к глубоководному порту Карачи. И соответствующим образом действовал. Если бы реализовались призванные связать Южную Азию с Центральной Азией транспортные проекты, предложенные в начале 1993 года на заседании руководителей стран-участников ОЭС тогдашним пакистанским премьер-министром Навазом Шарифом, сейчас было бы уже больше оснований говорить о возрождении исторического Великого Шелкового пути.

К сожалению, предложенные 20 лет назад Навазом Шарифом проекты так и остались тогда нереализованными. Прежде всего, наверное, потому, что он сам вскоре после того заседания ОЭС, на котором им выдвигались эти проектные идеи, покинул пост премьер-министра Пакистана.

Теперь он после большого перерыва в четвертый раз находится на посту премьер-министра Пакистана. И сейчас его давняя идея связывания Центральной Азии и Южной Азии железной дорогой и трубопроводами имеет больше поддержки, чем прежде.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.