Николай ТИХОНЮК: Новые стандарты в строительной отрасли будут внедряться с учетом особенностей Казахстана

“…даны предложения о внесении в уголовный кодекс норм по привлечению экспертов, осуществляющих экспертные работы и инжиниринговые услуги к уголовной ответственности за положительную оценку проектно-сметной документации, не обеспечивающей устойчивость, надежность и прочность возводимых, либо возведенных объектов”

Астана. 19 декабря. КазТАГ — Ирина Нос. Статистика, если не лукавит, утверждает, что строительная отрасль обеспечивает вклад в ВВП Казахстана более 6%. Многообразие участников строительного процесса, высокая степень риска и относительно медленная оборачиваемость капитала не отбивают желание предпринимателей построить что-то, приносящее, как удовлетворение от выполненной работы, так и выгоду.

Однако безопасность построенного — превыше всего, а значит, в сфере строительства обязаны присутствовать самые строгие нормы и правила. С вопросов о наличии или отсутствии в зодческом процессе строительных норм и правил (СНиП) началась беседа корреспондента КазТАГ с советником председателя комитета по делам строительства и ЖКХ министерства регионального развития РК Николаем Тихонюком.

 

***

— Отпала ли нужда в СНиПах в нынешних строительных реалиях?

— Дело в том, что существующая система основана на устаревшей нормативно-технической базе строительной отрасли. По своей структуре и содержанию наши нормы основаны на предписывающем методе нормирования: в строгом соблюдении требований проектирования и строительства объектов в соответствии с утвержденными строительными нормами и правилами (СНиП), стандартами (ГОСТ). А это не позволяет применение других вариантов, тормозит использование новых проектных решений.

Получается, что проектировщик, строитель, инспектор обязаны неукоснительно следовать указаниям, но они не актуализируются годами, а то и десятилетиями. Соответственно, в СНиПах консервируются устаревшие решения, препятствующие внедрению инноваций и новых материалов. А это сдерживает инвесторов и привлечение в строительную сферу новых научно-технических разработок и решений.

— Если выход в этой ситуации?

— Пришла пора системно создаваемых условий для непрерывного повышения культуры строительства. Что в нашем случае легко выразится в работоспособной и эффективной системе технического регулирования, доступности безопасных и качественных материальных и квалифицированных человеческих ресурсов.

Напомню, министерством регионального развития разработана концепция реформирования нормативной базы строительной сферы, она согласована со всеми заинтересованными органами госуправления и одобрена правительством. Документ предусматривает применение параметрического метода нормирования.

Поясню. Базовые требования для безопасной эксплуатации возводимых зданий и сооружений должны соблюдаться строжайше! Остальные параметры – архитектурные и инженерные решения, — переданы на усмотрение участников строительного процесса.

— Приживутся ли в казахстанской практике Еврокоды?

— Давайте уточним, что это такое. По европейской системе технического нормирования предусматривается применение и использование Еврокодов как единой методики расчетов несущих конструкций зданий, сооружений и способов доказательства подтверждения соответствия требованиям в части механической прочности и устойчивости, а также безопасности в случае пожара с учетом аспектов долговечности и экономичности. И только. Остальные требования по обеспечению безопасности зданий и сооружений реализуются с учетом национальных особенностей (экономических, природно-климатических) страны.

В Казахстане планируется уже с 2015 года перейти на Еврокоды при проектировании зданий и сооружений. Это состоится в рамках реформы системы технического регулирования строительной отрасли. На сегодня Еврокоды уже разработаны. Дополнительно разрабатываются нормативно-технические пособия к СН РК EN, где детально представлена методика расчета для единого понимания правил и принципов работы с Еврокодами.

— Что мы потеряли, отринув СНиПы, и что приобретем, введя Еврокоды?

— Но мы вовсе не отринули СНиПы. Мы действуем из необходимости переустройства и переориентации отраслей экономики с учетом повышения конкурентоспособности страны на основе принципов устойчивого развития и интеграции в мировую экономику.

Проектировщики, строители и остальные участники строительного комплекса в основном не готовы в одночасье перейти на новую нормативную базу. Концепцией предусматривается постепенный – поэтапный переход на новые нормы. На период I и II этапов реализации концепции (2013-2020 годы), в том числе на период сосуществования старой и новой систем технического регулирования до 2020 года, будет сохранен и статус и соответствующее применение действующих СНиПов.

— Достаточный ли в стране контроль качества строительства? Практика показывает – нет. Возьмем в качестве примера рухнувшую “Бесобу”. Какой выход видят специалисты?

— Обеспечение качества, в первую очередь, — это задача самого заказчика, проектной и строительной компаний, технического и авторского надзоров. А также органов экспертизы проекта и представителей местных исполнительных органов. Подчеркну, что мы усиленно поднимаем роль авторского и технического надзора. Будем вносить изменения в закон о приемке объектов в эксплуатацию.

На сегодня акт о приемке объекта в эксплуатацию подписывает госкомиссия и зачастую это люди, которые практически на стройках не бывают. А мы уверены, что акт ввода в эксплуатацию обязаны подписывать специалисты, постоянно находящиеся на стройках. Это, прежде всего, руководитель строительного подразделения, где идет стройка, это заказчик, а также представляющие авторский и технический надзор специалисты. Они обязаны подписывать акт госкомиссии о введении объекта в эксплуатацию. А равно — отвечать за достоверность всей информации, изложенной в акте.

— Не лишним ли становится разделение лицензиатов по категориям предложение об уголовной ответственности за недостаточную устойчивость и прочность введенного в строй объекта?

— Да, нами даны предложения о внесении в уголовный кодекс норм по привлечению экспертов, осуществляющих экспертные работы и инжиниринговые услуги к уголовной ответственности за положительную оценку проектно-сметной документации, не обеспечивающей устойчивость, надежность и прочность возводимых, либо возведенных объектов. Еще и за допущение авторским надзором несоответствия выполненных или выполняемых строительно-монтажных работ утвержденным проектным решениям. А также за нарушения, допущенные техническим надзором на стадии реализации проекта, включая качество, сроки, приемку выполненных работ и сдачу объекта в эксплуатацию.

Эти предложения своевременны. Но и введенный в феврале 2012 года принцип разделения лицензий на строительство на три категории в зависимости от опыта и квалификации строительных и проектных компаний сделал многое для классификации участников рынка.

Напомню, для I категории необходимо иметь 10 лет опыта работы, для II – 5 лет, а III категорию могут получить лица без опыта работы, начинающие. При этом компания, получившая I категорию, выполняет работы только на особо сложных объектах. Компания, получившая II категорию, допускается к работам на объектах средней сложности. А компания, получившая III категорию, вправе выполнять работы только на несложных объектах.

Кроме того, с 2012 года нами взамен лицензирования юридических лиц внедрена аттестация физических лиц, экспертов, осуществляющих технический надзор, авторский надзор, экспертизу проектов и техническое обследование объектов и определена их персональная ответственность.

С того же года введена обязанность заказчиков по обязательному сопровождению строительства техническим и авторским надзорами в течение всего периода строительства. В августе 2013 года усилены меры административной ответственности за нарушение проектными и строительными компаниями норм и требований при осуществлении своей деятельности, в части однозначного лишения лицензии.

— Так по каким нормам и правилам строительство идет сейчас? Мы знаем, что есть компания, строящая жилье в Астане по проспекту Б.Момышулы, которая откровенно лепит стены из битого силикатного кирпича.

— Существует “Перечень нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, действующих на территории РК” в соответствии с которыми должно осуществляться и строительство. Все применяемые в строительстве материалы, изделия и конструкции должны соответствовать нормативным требованиям. Независимо от того, новые они или б/у. Обеспечение этих требований – функция линейных ИТР, технадзоров заказчика и авторского надзора проектировщиков.

Как видите, повторное использование материалов, изделий и конструкций для строительства возможно и широко используется во всем мире. Но лишь на основании заключений научно-исследовательских организаций или специализированных лабораторий и после проведения добровольного подтверждения соответствия. И не во всех регионах Казахстана.

Стройматериалы, изделия и конструкции, бывшие в употреблении, запрещено использовать в сейсмически неблагополучных районах. Поэтому применение кирпича б/у при новом строительстве жилья без подтверждения соответствия недопустимо. А использовать битый кирпич и вовсе запрещено, тем более силикатный!

— Что вы можете сказать про проект соломенных домов, который реализовала одна из компаний?

— На сегодня технология строительства домов из соломы широко и успешно применяется в США, Канаде, Китае, Великобритании, Чехии и даже Беларуси. Технологию строительства из прессованных соломенных панелей “страмит” в Казахстан привезла компания, входящая в состав одного из казахстанских инвестиционных холдингов. Принадлежит она английской Stramit International. Ноу-хау британцев состоит в том, что для производства строительных панелей используется обычная солома, спрессованная под большим давлением в плиты. Пилотный проект по производству экопанелей реализуется в Костанайской области. Второй завод планируется построить в Акмолинской области.

Проблемы, с которыми столкнулись в Казахстане при производстве панелей из соломы, это отсутствие технологии сбора и хранения соломы. Что явилось препятствием для строительства соломенных, как вы их назвали, домов. Нормативных документов на подобные панелям “страмит” строительные изделия в Казахстане нет.

У нас есть иные разработки: по технологии легкого бетона арболита на основе рисовой шелухи и соломы. Имеется и госстандарт. Технические требования к составу регламентируются ГОСТ 19222-84 “Арболит и изделия из него”.

— Разговоры о возведении домов из плит, изготовленных с использованием соломы, прочих органических наполнителей муссируются в связи с популярностью идеи “зеленой экономики”. Как вы считаете, здесь не смешиваются разные понятия?

— Дело в том, что “зеленые стандарты” оценивают здания по следующим критериям: экономное потребление электроэнергии и воды, решение проблемы грунтовых вод, экологичность и благоустройство окружающей территории. Считается, что объекты, получившие сертификат о соответствии “зеленым стандартам”, минимально загрязняют окружающую среду и безопасны для человеческого здоровья.

Пионером в этом деле стала Великобритания, которая в 1990 году обнародовала стандарт “зеленых” зданий BREEAM. Вторым всемирно признанным “зеленым” стандартом считается LEED (Лидерство в энергоэкономичном и природоохранном проектировании), разработанный в 1998 году организацией USGBC (совет США по “зеленым” зданиям). Следующей почин первопроходцев подхватила Канада: правительство этой страны в 2005 году приняло закон, согласно которому все федеральные здания должны были впредь проектироваться и реконструироваться по стандарту LEED CanadaGold.

У нас в стране также поставлен вопрос о разработке стандартов экологического строительства. Но все находится пока на уровне намерений и планов. Однако ряд строительных компаний, таких как BI-Group, Базис-А и другие, уже ведут подготовительную работу.

— В стране на самом высоком уровне заговорили о типовом строительстве и возрождении необходимых для него домостроительных комбинатов. Почему нам надо переходить к типовому проектированию и строительству?

— Что такое типовое проектирование? Это разработка однотипных проектов зданий, конструкций, сооружений, деталей и других изделий, предназначенных для серийного строительства или производства. Типовые проекты, как известно, в дальнейшем строительстве реализуются многократно. К тому же, стоимость строительства объектов, возводимых по типовым проектам, на 8-12% ниже стоимости аналогичных, но построенных по индивидуальным проектам.

Отмечу, что наш комитет по делам строительства и ЖКХ занимается организацией разработки типовых проектов зданий и сооружений. И это не только жилые комплексы, объекты могут быть для разных сфер экономики — по заявкам отраслевых министерств и ведомств. Такая работа идет в соответствии с бюджетным кодексом. Нами с 2008-го по 2013 годы разработано 89 типовых проектов по заявкам примерно 10 госорганов.

А в рамках госпрограммы ФИИР разрабатываются типовые проекты жилых домов по индустриальной домостроительной системе. В связи с этим, по поручению правительства, чтобы в последующие годы комбинаты индустриального строительства имели объемы, — предусмотрена разработка типовых проектов, как жилищного направления, так и объектов образования и здравоохранения по сборно-каркасной и каркасно-панельной технологиям.

— Сколько лет потребуется на строительство, запуск и выведение на проектную мощность хотя бы одного комбината индустриального домостроения? Какое количество необходимо для Казахстана?

— Это зависит от применяемой на предприятии технологии производства изделий. Продолжительность строительства и выведение таких предприятий на проектную мощность взаимосвязано с номенклатурой выпускаемой продукции. Потребное количество заводов также напрямую связано со спросом на выпускаемую им продукцию. Думаю, практика покажет.

— Означает ли возврат к “типовикам” — проектам и зданиям, — что начнут строить доступное жилье по минимальным нормам жилплощади на человека, помнится, в СССР это было 8 кв.м? Какими нормами руководствуемся мы сейчас в программе “Доступное жилье”?

— Минимальных установок относительно норм жилплощади в РК нет. В соответствии СНиП РК 3.02-43-2007* “Жилые здания” размер жилой площади на 1 человека установлен в зависимости от классификации жилых зданий: I класс — более 25 кв.м; II класс до 25 кв.м; III класс — до 18 кв.м; IV класс — 15 кв.м. Отмечу, что за счет республиканского бюджета жилье строится в основном III и IV класса комфортности.

— По-вашему, какой будет судьба программы “Доступное жилье-2020”? Кто понесет наказание за ее возможный провал либо будет пожинать лавры за успех?

— Администратором программы “Доступное жилье — 2020” является министерство регионального развития. Программа действует с 2012 года, и уже сегодня мы можем сказать, что в целом поставленные задачи выполняются успешно.

Так, в 2012 году при плане 6,05 млн кв. метров введено 6,7 млн кв. метров общей площади жилья за счет всех источников финансирования, в 2013 году при плане 6,6 млн кв. метров ожидается ввод 6,8 млн кв. метров за счет всех источников финансирования. Поэтому есть уверенность, что провала не будет. Мы считаем, что к 2020 году достигнем основной цели — увеличение общего объема вводимого в эксплуатацию жилья до 10 млн кв.м.

— Спасибо за интервью!

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.