Пока французское правосудие и государство продолжают решать вопрос с экстрадицией Мухтара Аблязова в Россию или Украину, общественное в Европе, а также в целом на Западе продолжает, образно говоря, ломать копья в поисках ответа на вопрос о том, кем на самом деле является бывший председатель совета директоров казахстанского «БТА Банка».
Для одних он представляется финансовым мошенником, сопоставимым по масштабам своей преступной деятельности с Берни Мэдоффом или с сэром Алленом Стенфордом. А для других – лидером казахстанской политической оппозиции, крепко насолившим властям РК, или просто бизнесменом, все проблемы которого проистекают из того, что он впал немилость у руководства своей страны.
Сам же Мухтар Аблязов позиционирует себя как главного политического оппонента правящего сейчас в Казахстане режима. Бывший председатель совета директоров «БТА Банка», обращаясь к западной общественности, делает упор на том, что он, прежде всего, является политиком, а только потом бизнесменом.
Так, через очень авторитетную американскую газету New York Times он заявил, что «его конечной целью является свержение господина Назарбаева». А одна из статей о нем в британской газете Telegraph прямо так и называлась: «Kazakhstan: ousted bta bank head Ablyazov seeks regime change from London» — «Казахстан: смещенный глава «БТА Банка» Аблязов добивается смены режима из Лондона».
При всем этом многое в его истории, оказывается, продолжает оставаться неясным для западной общественности.
Эллиот Уилсон, опубликовавший в журнале Euromoney Magazine сразу две объемные статьи под названиями «Ablyazov's fall from grace continues, given marching orders by French court» и «The hunt for Mukhtar Ablyazov: banker, criminal, fugitive, victim?» ставит вопрос так: «С учетом огромного количества времени и объема денег, потраченных на различные судебные дела — как завершенные, так и находящиеся в ожидании, — инициированные «БТА Банком» против бывшего председателя своего совета директоров, три факта, помимо окружающей эту историю яркой краски, бросаются в глаза.
Во-первых, как мало, оказывается, известно про Аблязова, учитывая ключевую роль, которую он сыграл в формировании современного мирового финансового мнения о Казахстане.
Во-вторых, сама сложность сети созданных им компаний, которые, как утверждается, укрывали и берегли активы, выведенные из банка перед его национализацией.
И, наконец, несмотря на массу изобличающих и уличающих банкира свидетельств, которые были представлены и открыто заслушивались на протяжении ряда лет в высоком суде Лондона, насколько же разделенным остается общественное мнение, как в Казахстане, так и по всей Европе, относительно его виновности или невиновности.
Для некоторых, в особенности во французских средствах массовой информации, но и также в некоторых кварталах британской прессы, Аблязов представляется Давидом, запускающим камни из пращи прямо в глаза запугивающего и тиранического казахского государства, ныне являющего конечным собственником «БТА Банка».
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.