Я сам обманываться рад

У финансистов работа такая: врать. Суть их обязанностей – предсказать, что произойдет на финансовом рынке и потом красиво обосновать, почему этого не случилось…

На улице -17°C, в кармане -17%

…Девушка пультом дистанционного управления меняет курс покупки со 179.45 на 185… На улице -17°C, в кармане -17%.

Cижу в очереди и вспоминаю ленту новостей за последние 12 лет.

2002. Ввод евро погрузил Германию в бесконечную череду торжественных празднеств. В ФРГ царило всеобщее воодушевление. Интеграция. Объединение. Евросоюз. И когда сменили крепкую дойч-марку на евро по курсу 2:1, рядовые немцы ждали, что и ценники сохранят эту же пропорцию. Стоила, к примеру, чашка кофе в пафосном кафе 2DM, теперь она же будет оценена в 1€. Обломись. На ценниках сменилась только идеограмма: DM => €. Цифра осталась везде прежняя. Цены выросли вдвое. Зато чиновники обрели массу вакансий в структурах Евросоюза. Бюрократия довольно урчала, но простой бауэр почувствовал, что его durch Ohren hauen. Провели, одним словом.

Кстати, в отличие от британцев, немцев никто и не спросил, что они думают по поводу Евросоюза и единой валюты. Референдума не было. С 1945 года мнение рядового избирателя на референдумах не выясняют. Все за него решают в бундестаге и бундесрате. Им там виднее и все с этим давно смирились.

Про Грецию с ее правительством мы все помним. Греческое правительство взяло перед Европейским Центробанком обязательства по бюджетному дефициту. Но политики и финансисты бюджетной дисциплиной манкировали, а Центробанку и согражданам просто соврали. Когда все всплыло, вранье обернулось забастовками и акциями гражданского неповиновения. После отставок в правительстве Греческой Республики, после сокращений и урезаний Евросоюз забросал безмятежную страну апельсинов “ярдами” евро: вновь простые французы и немцы заплатили за греческий праздник жизни, а сами греки затянули пояса и потеряли тысячи рабочих мест. Не выиграл никто из простого люда.

В США ипотечный кризис 2007-го года разразился после того, как финансисты заигрались между собой в спекуляции дутыми деривативами. Токсичные долги банки перепродавали друг другу с задором, достойным лучшего применения. Так мы в своё время в пионерлагере горячую картошку перебрасывали друг другу из ладони в ладони. Кто уронит, обжёгшись, тот проиграл. Кто дождётся охлаждённого корнеплода, тот его и съест. В случае с ипотечным кризисом “съесть картошку” довелось тем банкирам, кого по итогам ипотечного американского краха попросили на выход из финансовых институтов с немыслимыми “золотыми парашютами”, – то есть с выплатой громадной компенсаций по увольнению из банка. Рядовые граждане, естественно, вновь были крайними, хоть и не сильно были на то согласны: их возмущение вылилось в демонстрации и создание интернет-мема и бренда “Оккупай Уолл-Стрит”.

В 2013-ом, пока Обама договаривался с Конгрессом по запуску печатного станка в ФРС, госорганы не работали вовсе: госслужащих распустили, правительственные порталы не работали, все терпеливо ждали, когда обрушится дамоклов меч. Хотя многие догадывались, что ничего, конечно же, не обрушится. Финансисты придумают новую фишку взамен старых.

Не думаю, что так же терпеливо в такой же ситуации ждали бы мы с вами разрешения проблемы. Тот самый бунт, бессмысленный и беспощадный, смел бы все закрытые двери ЦОНов и акиматов: так что с учетом наших любимых отечественных условий девальвация – это меньшая из бед.

У финансистов работа такая: врать. Суть их обязанностей – предсказать, что произойдет на финансовом рынке и потом красиво обосновать, почему этого не случилось. Так что если кидали и выпотрашивали рядовых граждан стран – мировых лидеров глобальной экономики Германию и Штаты, Францию и Италию, то чего уж нам жаловаться. Интегрировались в глобал – так пора принимать условия игры. С поправкой, конечно же, на местные условия.

Вчера кляли Марченко, что ознаменовал свой второй приход на пост главы НБ девальвацией с курса 120 на курс 150 KZT/$. Теперь будут клясть Келимбетова, что ровно пять лет спустя повторил тот же финт: теперь уже со 155 на 185 KZT/$.. Президентского Послания дождался, выслушал, выдержал театральную паузу – и девальвировал.

Да, конечно, обидно и за тенговые депозиты, и за цены на все, что сейчас полезут к потолку, понятно, что никакой акимат цену на картофель не удержит.

Но… Но утешает, что не первая это девальвация, а уже четвертая. Что кидали в советские времена, — и сгорали сбережения наших родителей в 1961 году, и в 90-х. Не впервой. И не только нас.

И “минус 17%”, положа руку на сердце, это еще не конец света. Вот если бы проснулся и вдруг, нежданчик: на 17% стал ниже ростом. Или на 17% стало хуже зрение. Или стал слышать хуже на 17%. Или же, не дай Бог, потерял бы близких и родных мне людей – ровно 17% от их числа. Вот это был бы повод и взвыть на луну и посыпать голову пеплом.

А так…

Бог не выдаст, свинья не съест.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.