Запад есть запад, а Евразия есть Евразия, и вместе им не сойтись. Глядя на особенности матримониального расклада олимпийской вип-трибуны, находишь сто десятое этому подтверждение.
Хотя, конечно, такой традиции, чтобы первый руководитель государства обязательно появлялся на олимпийских церемониях с женой или мужем, не существует. Поэтому, например, в Лондоне-2012 американскую делегацию возглавляла Мишель Обама без Барака, а в Турине-2006 – Барбара Буш с дочерьми. Но эти обратные примеры всё только усугубляют.
Дело, главным образом, в том, что американские или европейские лидеры и их жёны, как правило, люди одного круга, родившиеся в семьях успешных адвокатов, топ-менеджеров, бизнесменов, политиков. Они познакомились в университете или на вечеринке, где случайных гостей не бывает, заключили союз равных и ступают по жизни размеренным шагом, рука об руку. Некоторые даже пробежки по утрам совершают вместе. И вот пятидесятилетний, стройный и свежий от яхтинга и джоггинга президент или премьер стоит рядом с такой же поджарой моложавой супругой, ровесницей или чуть помладше, и они лучезарно улыбаются в камеры, воплощая собой нерушимость семейных ценностей.
Совсем не то в Евразии. Из-за высокой турбулентности прошедшего века, всё перемешавшего и перемоловшего, да не один раз, тут складываются иные сюжеты. Например, замполит роты, выпускник истфака областного пединститута, выросший в семье доярки без отца, женится на девушке того же круга. Потом работает директором совхоза и выходит в депутаты национального парламента. А дальше у него начинается совсем головокружительная карьера, и в пятьдесят лет человек становится хозяином государства с построенной в две шеренги исполнительной и законодательной властью и до плинтуса придавленной прессой.
В своей девятимиллионной стране он альфа-самец и громовержец. А супруга, в общем, осталась в том же кругу, в каком была. Для сельской постсоветской женщины за пятьдесят она выглядит совсем неплохо. И если бы громовержец брал верную подругу молодости в поездки по миру и ставил рядом с собой под телекамеры, она бы, наверно, записалась на фитнес и села на диету. Хотя и без них качественный макияж и правильно подобранная одежда могут сотворить с женщиной чудеса – и облегчить подданным задачу по выстраиванию в головах правильного, не шизофренического расклада насчёт семейных ценностей. Совместить официальные декларации на этот счёт и картинку в телевизоре.
Но человек предпочитает выходить под телекамеры не с супругой, а с младшим сыном. Да ещё поддевает на пресс-конференции для российских журналистов соседнего мачо: мол, некоторые у вас говорят, что мой сын как-то неправильно родился. Зато я не прячу его, не развожу конспираций, как кое-кто…
На Западе подобные вещи не проходят. Категорически. Руководитель государства там обязан поддерживать ясность в базовых вопросах биографии: вот моя карьера, моя женщина, мои дети, мои деньги. Лёгкий туман по одному из пунктов – и на скрытного политика набрасывается стая репортёров, а потом может начаться и парламентское расследование. Неловкая интрижка на стороне способна обрушить человеку карьеру. Речь уже не только о президентах и премьерах, но и других чиновниках высокого уровня. Помните бедного Стросс-Кана, бывшего директора Международного валютного фонда?
В Евразии же вопросы о личной жизни громовержца считаются неприличными. Наше общественное мнение так устроено, что версии о любовницах, дворцах и миллиардах большого начальства – удел жёлтой прессы и врагов государственности. Невозможно себе представить и заявление в полицию от горничной московского, минского или астанинского отеля с жалобой на домогательства руководителя зарубежной делегации.
Интересно, что в прежние времена советские лидеры были гораздо ближе к Европе и США по части семейных ценностей, чем нынешние евразийские. Никита Хрущёв всегда брал в зарубежные поездки супругу Нину Петровну. На встречу с Джоном и Жаклин Кеннеди он тоже отправился с нею. В кадрах этой исторической кинохроники советская первая пара напоминает сельских родителей, приехавших в гости к городскому успешному сыну. Ну так что же? И Леонид Ильич Брежнев довольно часто появлялся на официальных приёмах с супругой, почтенной Викторией Петровной. Я уже не говорю про Горбачёва и его Раису Максимовну.
А вот современные вожди Евразии больше не боятся партийной дисциплины и товарищеской критики со стороны членов Политбюро ЦК КПСС. Они сами себе политбюро.
Правда, не лишним будет заметить, что в драматических событиях, которые никак не закончатся на Украине, ещё одной постсоветской республике, главным объектом народной ярости стали как раз претензии высшего начальства на сохранение за собой статуса громовержца, не желающего отчитываться перед избирателями за «личное» – роскошный дворец и сына-миллиардера.
Больше того. Как сообщает на своём канале в Ютубе «Громадьское (народное) ТВ» Украины, когда лидеры победивших демократических сил – Яценюк и Тимошенко – по пути в киевский аэропорт Жуляны проигнорировали установленный на въезде КПП, их остановили представители самообороны Майдана и сделали замечание: мы хотим построить новую Украину, «где не будет блатных, и где закон для всех одинаков». А вы как себя ведёте? Лидерам предложили «не забывать, кто сделал эту революцию» и попросили «не подвести народ». Яценюк и Тимошенко дали обещание, что исправятся и не подведут. Интересно, как станут выполнять.
Но, с другой стороны, и западная традиция гласно и сурово разбирать проступки демократически избранного лидера может завести слишком далеко. Помните скандал Клинтон-Левински? Когда президента США заставили оправдываться перед всей страной за шалости со стажёркой пресс-службы Белого дома.
Вопрос не в том, морально это или аморально – женатому президенту путаться со стажёрками. Конечно же, аморально. Но историю про Билла и Монику американцы тащили на экраны всей планеты. В мелких подробностях. И вот представьте, с какими лицами это смотрели в какой-нибудь даже не пакистанской, а болгарской, да хоть и в немецкой деревушке. Или в казахстанском городке. И не после полуночи на платном канале – а в новостях, в прайм-тайм, когда вся семья собирается за столом поужинать перед телевизором, как принято у простых людей во всём мире.
А на экране тем временем выясняют про пятна на стажёркином платье и good taste. И эти люди запрещают нам курить.
Да, чуть не забыл про вопрос, вынесенный для занимательности в заголовок. Я думаю, через некоторое время он на ней таки женится. Шансы примерно 60:40. А вы как считаете?
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.