Прощание с «челноками»

Техрегламент ТС "О безопасности товаров легкой промышленности" в Беларуси сделали не просто орудием борьбы за качество одежды и обуви, но и средством уничтожения "челночного" бизнеса

Президент Беларуси принял принципиальное решение о запрете торговли ширпотребом без документов соответствия техрегламенту Таможенного союза "О безопасности товаров легкой промышленности".

Противостояние между правительством и предпринимателями по этому вопросу длится уже более года, и до сих пор ИП удавалось отсрочить внедрение убийственного для них документа. Но когда дискуссию вынесли на президентский уровень, никакие аргументы не сработали.

"С 1 июля мы должны, всех поставив в равные условия, перейти к цивилизованному бизнесу, – заявил Лукашенко по итогам февральского совещания с участием предпринимателей. – Больше никаких переходных периодов. Это исключено и даже не обсуждается. Я в эти игры с предпринимателями играть не намерен. Эта "тягомотина" будет бесконечно продолжаться. Я не президент, если я создаю неравные условия и эти дыры".

Президент Беларуси принял принципиальное решение о запрете торговли ширпотребом без документов соответствия техрегламенту Таможенного союза О безопасности товаров легкой промышленности

Техрегламент сэкономит валюту

Неравные условия – это существующее уже много лет в Беларуси право ИП торговать на рынках без сопроводительных документов, в том случае если они платят двойную ставку подоходного налога. Эти правила работы выбирает большинство белорусских "челноков", потому что на московских оптовых рынках, где они закупаются, не дают даже товарно-транспортных накладных, не то, что сертификатов безопасности. И это основной козырь белорусов в споре с властями: почему вы заставляете нас выполнять требования техрегламента, если в России и в Казахстане документ игнорируют?

Ответ на поверхности: потому что Беларусь – страна бедная, и в условиях обострившегося дефицита валюты власть воспринимает импортеров как диверсантов, работающих на подрыв национальной экономики. Главный аргумент вице-премьера РБ Петра Прокоповича, стоящего во главе государственной кампании по внедрению техрегламента: если сейчас не навести порядок с ИП, то с импортом потребительских товаров не справиться и отечественный легпром не поднять.

"У нас уже к 5 миллиардам долларов приближаются продажи импортных непродовольственных товаров, – крыл цифрами на совещании бывший главный банкир страны, ныне ответственный за предпринимательство. – Мы в настоящее время вкладываем в нашу легкую промышленность около 300 млн. долларов. Естественно, ей очень сложно конкурировать с этим серым импортом".

То есть техрегламент с его жесткими требованиями безопасности стал в Беларуси удобным инструментом борьбы против вымывания валюты.

Тема денег настойчиво звучала и из уст президента. Он предлагал оценить платежеспособность ИП и на основании этого принять решение. "Если это люди, которые перебиваются с воды на хлеб, чего мы к ним цепляемся?! Если эти люди уж супербогатыми стали и могут чем-то поддержать государство, мы их попросим, чтобы они, разбогатев, став на ноги за счет белорусского народа и государства, потому что потребителями являются они, немножко поделились с государством", – раскрыл суть дела Лукашенко.

Предприниматели признавать себя людьми супербогатыми, конечно же, отказываются, напоминают, что являются исправными плательщиками налогов и предлагают компромисс: ввести требование сертификации только на изделия 1-го слоя (нательное и постельное белье и чулочно-носочные изделия), а ужесточение требований в отношении прочих товаров оставить до лучших времен, когда в Беларуси появятся собственные оптовые базы.

Даешь белорусский "черкизон"!

Оптовые базы – это идея того же вице-премьера Прокоповича, который видит их как альтернативу "челночному" бизнесу. Понимая, что полностью отказаться от потребительского импорта страна не сможет, вице-премьер предлагает контролировать его путем создания собственных оптовок, получающих товар напрямую от производителей, минуя Москву.

"Мы можем напрямую поставлять любой товар. 4-5 дней – и контейнер из Китая приходит в Минск. Какие проблемы?" – пропагандирует прямые поставки Прокопович.

Лукашенко пошел еще дальше – он хочет видеть в Беларуси собственный "черкизовский рынок". Более того, оказывается, он поручал Прокоповичу создать такой рынок еще несколько лет назад, но безрезультатно.

"Потому что всех устраивает нынешняя система: ввозим подпольный, контрафактный товар, продаем… Всех устраивает", – оправдывался Прокопович перед президентом за невыполненное поручение.

"Почему устраивает? Потому что у них нет альтернативы. Они как ездили в Москву, так и ездят. Они как давали взятки там конкретным лицам, так и дают. Они уже привыкли к этому пути", – стал корить Лукашенко вице-премьера, и тому пришлось пообещать в скором времени реализовать этот проект в одном из поселков Витебской области. Правда, большого количества желающих заниматься этим в предпринимательской среде нет, предупредил вице-премьер, из чего можно предположить, что никакого "черкизовского рынка" на Витебщине не будет.

И все же какую-то видимость работы в этом направлении создать придется: кроме "черкизона", Лукашенко поручил губернаторам к 1 июля организовать оптовые базы в каждой области и строго контролировать там цены.

Обменялись угрозами

В то же время предприниматели в затею с базами не верят: где чиновники найдут ресурсы на централизованные закупки всего ассортимента товаров? Скорее всего, оптовки появятся на бумаге, и пользоваться их услугами торговцы не смогут.

И если с 1 июля требование об обязательной сертификации вступит в силу, и органы власти начнут повальные проверки рынков с конфискацией товара, то многим ИП придется закрыть бизнес. Собственно этого власти и добиваются, предлагая "челнокам" поискать себя в других видах предпринимательства. Этакое маленькое социальное жертвоприношение в поддержку отечественного производителя. Покупайте белорусское! Дорогое и немодное, зато безопасное и за национальную валюту.

Готовясь к встрече с президентом, предприниматели адресовали ему открытое обращение, в котором попробовали было угрожать социальными протестами. "В случае принятия норм, обязывающих иметь сопроводительные документы, нами прогнозируется широкий социальный протест общества, с многочисленными локальными конфликтами на местах между предпринимателями и властями. Люди будут защищать свое имущество от конфискаций всеми доступными средствами и способами. Государство получит мощнейший источник напряженности и конфликтов, который может привести к непредсказуемым последствиям. Не думаем, что в условиях приближающихся политических кампаний по выборам президента и парламента 2015-2016 г. г. это будет на руку самим властям", – говорится в письме Республиканского общественного объединения предпринимателей "Перспектива".

Реакция Лукашенко была предсказуемой: шантажировать Майданом не позволю. В ответ на угрозу забастовок — угроза экономическими санкциями. "Если вы после сегодняшнего разговора попробуете где-то устроить забастовку, не будете работать на своем рабочем месте, вы больше туда не придете, — прописал свой прогноз белорусский президент. — Я приму решение: тот, кто демонстративно закрыл свои квадратные метры, окошко или ларек, он больше там не появится. Просто вам нигде в Минске и в стране не дадут арендовать площади".

В контексте украинских событий столь резкий ответ был воспринят обществом чуть ли не позитивно.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.