Необходимо ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол

Состоялось экспертное обсуждение “Люди с НЕограниченными возможностями”

“Смена мышления должна произойти”, – подчеркнул Ерлан Смайлов, руководитель Аналитической группы “Кипр”. Отсюда и название экспертного обсуждения – “Люди с НЕограниченными возможностями”. На данном этапе требуется включение инвалидов – людей с особыми нуждами – в механизм принятия решений по тем вопросам, которые их касаются. Также участники дискуссии пришли к необходимости “отозвать и переработать Национальный план по улучшению качества жизни инвалидов в РК”, а международную Конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней ратифицировать.

Гульмира Кульжанова, координатор аналитических программ и проектов Института общественной политики партии “Нур Отан”, обещала полученные в ходе экспертного обсуждения рекомендации передать в компетентные государственные органы – министерства, депутатам Мажилиса. Рекомендаций оказалось много и практически все они получились предметные и конкретные. “Ключевое, о чем здесь говорилось – это соблюдение прав”, – подытожил Ерлан Смайлов.

Кайрат Иманалиев, председатель ОО инвалидов с высшим образованием “Намыс”, в своей презентации сообщил, что инвалидов в Казахстане 630 тыс. человек. Из них инвалидов I и II группы 321 тыс. человек, III группы – 216 тыс. Отдельной строкой идут дети-инвалиды, есть немного инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним. В 2013 году государство выделило на инвалидов 115 млрд недевальвированных тенге.

“Все относительно – отметил г-н Иманалиев. – По отношению к Киргизии и Узбекистану дела лучше, к России и Украине – хуже. С Западной Европой сравнивать вообще невозможно”. В частности, 30% детей с ограниченными возможностями не охвачены программами образования. Казахстан подписал Конвенцию о правах инвалидов, но не ратифицировал ее. Лидер НПО инвалидов положительно оценил постановление правительства в июле 2013 года о создании при акимах всех уровней института советников из числа инвалидов. Вообще вопрос включения людей с особыми нуждами в механизм принятия решений в Казахстане чрезвычайно важный и болезненный. “Те предложения, что мы давали, процентов на 40 приняты, на 60% – не приняты”, – сообщил Кайрат Иманалиев о КПД взаимодействия людей с ограниченными возможностями и компетентных государственных органов.

Алексей Юсупов, глава Представительства Фонда Фридриха Эберта в Алматы, выступил с презентацией “Справедливое общество и инклюзия – от мечты к реальности”. Г-н Юсупов объяснил, что не является экспертам по проблемам инвалидов, однако согласился выступить, поскольку “тема инклюзии не должна быть экспертной темой”.

В ходе презентации Алексей Юсупов объяснил некоторые термины. “Эксклюзия” – это исключение; “сегрегация” – это концентрация людей в обществе по определенным признакам; “интеграция” – попытка вобрать в себя тех, кто были иные, но внутри общества они в состоянии субсоциума; “инклюзия” – это полное включение иных в социум. “Инклюзия дает гражданам сильное чувство принадлежности”, – акцентировал г-н Юсупов.

В Германии в Конституции запрещена дискриминация по инвалидности. На самом деле дискриминация может быть по самым различным признакам. В Германии, например, 4-5% взрослого населения не умеет читать. Люди вынуждены это скрывать, поскольку в случае выявления такого факта подвергаются давлению – окружающие их стигматизируют. Одним из инструментов смены сознания выступают так называемые “темные рестораны”. Эти места общественного питания нормальные, только без освещения. Туда ходят как слепые, так и зрячие люди, чтобы получить представление о мире людей с совершенно иными возможностями для жизни.

В стране, где черта бедности составляет 40% от прожиточного минимума, а минимальная потребительская корзина не выдерживает никакой критики, было непривычно слушать рассказ Алексея Юсупова о “культурном прожиточном минимуме” и “безусловном гражданском доходе”. Идея безусловного гражданского дохода, когда взрослый получает 1,5 тыс. евро, а ребенок 1 тыс, при этом все другие социальные выплаты и пособия отменяются, за последние три года получила в Германии очень широкую популярность.

Общественный деятель Петр Своик выступил с предложением перенаправить государственные деньги с горнолыжного курорта Кок-Жайлау на нужды инвалидов.

Была затронута и тема дистанционного обучения. Интересная сама по себе, в условиях Казахстана она превращается в форму дискриминации. Например, те вузы, которые не обладают инфраструктурой для обучения инвалидов, предлагают им дистанционное обучение.

“Звонят мамы, которые говорят, что не могут жить на 14800 тенге в месяц – государственное пособие на ребенка-инвалида”, – сообщила Марианна Гурина, президент ОФ “Улагатты жануя”. Также она указала, что у детей с ЗПР (запоздалое психическое развитие) диагноз как правило не снимается. Воспитателям, например, выгодно оставлять детей в таком состоянии, ибо у них от этого выше зарплата.

Жанна Мендыбаева, директор Бюро образовательных технологий “UniverSiti”, задалась вопросом, почему в Казахстане не делают инвалидные коляски? Ведь это легче, чем сборка автомобилей. К тому же потребность в инвалидных колясках у страны однозначно есть, то есть спрос на такую продукцию имеется, а ее производство создаст рабочие места.

Много внимания в ходе экспертного обсуждения было уделено тому, что сама городская среда в Казахстане плохо приспособлена для инвалидов. Если здоровому человеку влезть в автобус часто весьма проблематично, то где здесь пространство для человека с особыми нуждами? Поэтому и чисто визуально на улицах мало инвалидов – им элементарно неудобно.

Отдельный пласт инвалидов – это ментально больные люди. При этом от психически больных нужно отличать невротиков, которые не больные, однако невротизированы учебой, работой или самой жизнью.

Касаясь обучения детей-инвалидов Ирина Смирнова, директор школы, признала: “Мы – учителя – не готовы встретить таких детей. Мы для их обучения не имеем ничего”.

Людям с ограниченными возможностями нужны деньги, потому что без финансирования никакие передовые программы работать не могут. По миру 35% ВВП “спит” из-за того, что общество не может использовать потенциал инвалидов. В Европе и Центральной Азии данная цифра 29% (регионы сравнивают вместе из-за советского социального наследия). Люди с особыми потребностями – это еще и экономический ресурс, если к нему подобрать ключи. Ну а пока необходимо ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол, что само по себе позволит выстроить многие приоритеты. 

Люди с НЕограниченными возможностями

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.