Между молотом и наковальней

Минск не разделил восторга россиян в связи с отделением от Украины Крыма, но и выступить с осуждением Кремля не посмел

Украинские события долгое время не находили никакой официальной оценки в Беларуси. Ни когда в Киеве шли уличные бои, ни когда сбежал Янукович, ни когда Совет федерации дал Путину разрешение на ввод войск в Украину, ни когда в Крыму огласили дату референдума.

В стране, где люди привыкли, что глава государства живо высказывается чуть ли не обо всех конфликтах в мире – от свержения Бакиева до убийства Каддафи, молчание о происходящем в соседней Украине было красноречивее всяких слов. Говорить было нечего. То есть сказать хотелось многое, но делать этого было нельзя.

Потому что с одной стороны – важнейший экономический партнер, второй по величине в СНГ после России, с которым надо торговать вне зависимости от того, кто находится у власти в Киеве, с другой стороны – всемогущий "старший брат", объяснять тотальную зависимость Беларуси от которого нет необходимости.

И если до откровенного вмешательства России в ситуацию на Украину можно было просто осуждать Майдан и уличать Запад в экспорте революций (хотя и тут официальный Минск воздерживался от оценок), то с момента угрозы ввода российских войск в Украину и крымских событий внутриукраинскую смуту заслонил вопрос суверенитета.

Между молотом и наковальней

"Кремли не давят", но…

Сценарий с защитой русскоязычного населения Украины слишком легко проецируется на Беларусь, население которой, кстати, поголовно русскоязычное. Какому руководителю государства понравится, когда гарант суверенитета в регионе этот самый суверенитет и нарушает? В случае же с Лукашенко тезисы о независимости ("нас не наклонить", "мы ни под кого прогибаться не намерены") являются ключевыми в выстраивании политики как на Запад, так и на Восток.

Поэтому поддерживать действия Кремля в Украине Лукашенко совершенно не с руки. Но и не поддерживать нельзя, если коллега в Москве очень настойчиво об этом просит. После телефонного звонка Путина 12 марта молчание пришлось нарушить. Лукашенко выступил на заседании Совбеза РБ, и своей путаной риторикой продемонстрировал, в насколько непростой ситуации оказалась Беларусь.

С одной стороны, Лукашенко выразил сочувствие народу Украины.

"Это наша страна, это наши люди, это наши братья. И я прямо скажу, что того, что сейчас творится в Украине и с народом Украины, народ Украины не заслуживает".

С другой стороны, подчеркнул, что революция не помеха белорусско-украинским экономическим отношениям.

"Мы не прерывали никакие связи с Украиной, прежде всего экономические. Мы всегда шли навстречу пожеланиям украинского бизнеса и до сих пор это делаем".

Одновременно Лукашенко посоветовал новой украинской власти работать, да еще и пообещал ее помочь, фактически признав ее легитимной, что откровенно противоречит позиции Кремля.

"В сухом остатке – надо просто работать, надо меньше бегать по заграницам, а заниматься собственной страной и благополучием собственного народа. Как это делать, если надо, подскажем и поможем".

В то же время он попытался продемонстрировать независимость от воли Москвы.

"Некоторые начинают поддевать нас, что, мол, Лукашенко не уступает давлению Кремля, пока держится. На меня никто не давит, никакие кремли и прочие на меня никогда не давили, потому что это, во-первых, бесперспективно или, как говорят дипломаты, контрпродуктивно. На меня нечего давить".

Впрочем, эти слова оказались лишь вступлением к новости о том, что "в связи с активизацией НАТО в Польше" Лукашенко "предлагает" России перебазировать на территорию Беларусь дополнительные военные самолеты.

"Если из Италии переброшены полтора десятка самолетов, я думаю, надо связаться с начальником Генштаба России и предложить им, чтобы то усиление, которое они обязаны предоставить нам (сейчас, допустим, не более 12-15 самолетов), перегнать на территорию Беларуси, определить маршруты патрулирования, как мы сделали для своих, запасные маршруты, и пускай работают, патрулируют. Мы ничего не скрываем. На сегодняшний день мы будем принимать соответствующие меры".

В Генштабе РФ "прислушались" к "предложению" белорусского президента, и на другой день на аэродроме в Бобруйске приземлись шесть истребителей Су-27 и три военно-транспортных самолета ВВС РФ с авиационно-техническим персоналом из состава авиационных частей Западного военного округа Вооруженных сил РФ.

Однако российские СМИ имели неосторожность по-своему интерпретировать "инициативу" Лукашенко, и белорусский президент обиделся.

"Зачем вы это делаете? Вы лучше скажите, что вы давно просите у нас это, и я уже тут, знаете, разными вывертами, уже я предложил, чтобы Россия приехала и тут приземлилась, – вернулся Лукашенко к больной теме во время встречи с главой Мордовии Владимиром Волковым, – А они, видите, повернули это в обратную сторону. Правда, мы отрегулировали до вечера. Я опять категорически предупредил: если будете так поступать, мы поступим иначе. Нельзя так делать. Зачем это подавать непонятно как?"

Оказавшись между молотом и наковальней, белорусский президент лавирует, стараясь сохраняя имидж главы независимого государства. И в общем, его мало кто за это осуждает.

Без восторга к аннексии Крыма

В каком-то смысле белорусы сейчас солидарны со своим президентом. В зависимости от политической ориентации они могут поддерживать или не поддерживать Майдан, но едва ли значительной части населения понравилась аннексия Крыма и шовинистические российские лозунги.

Антироссийские настроения в Беларуси усилились. Те, кто и раньше из националистических побуждений поругивал "москалей", сейчас получили новые доводы. Люди, в целом лояльно настроенные к России, остро переживают агрессию Кремля, невольно примеряя украинскую ситуацию на свою страну.

А тут еще туристические привычки белорусов. Крым – традиционное место отдыха для небогатого населения страны. Даже политически индифферентных граждан озаряет догадка: это что же, если Крым отойдет к России, поезд Минск-Симферополь будет проходить целых две границы?

Социологических исследований, конечно, никто не проводил. Но российским ура-патриотизмом в Беларуси точно не пахнет. Взять хотя бы государственные СМИ. Всегда предельно ангажированные, в отсутствие "генеральной линии партии" они вдруг стали демонстрировать чудеса плюрализма и этики по украинскому вопросу. Упреки в адрес Москвы "так делать нельзя!" прозвучали довольно явственно, в том числе в телевизионных ток-шоу.

А главное государственное новостное агентство БЕЛТА даже опубликовало реплику российского политолога Эдуарда Пивовара, в которой тот предрекает России беды из открытого в Крыму ящика Пандоры. "Это и внутренние проблемы в виде постоянно детонирующего Северного Кавказа, это и не закрытый вопрос Курил. И кто знает, не использует ли в будущем Китай российское ноу-хау по защите русскоговорящего населения, который вполне может решить защитить китайскоязычное населения в Сибири и на Дальнем Востоке – его уже и сейчас там немало", – публикует "крамольные" высказывания Пивовара информагентство, которое априори не имеет мнения, отличного от агитпроповского.

Вполне возможно, что под влиянием "действий НАТО у белорусской границы" эта политика плюрализма скоро изменится, но вряд ли кардинальным образом. Достаточно вспомнить, что Беларусь так и не признала независимость Абхазии и Южной Осетии, за что в Кремле на Лукашенко затаили сильную обиду.

Что касается влияния украинских событий на внутриполитическую ситуацию в Беларуси, то оно очевидно. Насилие и хаос в соседней стране напугали и власть, и людей. Страх перед войной, скорее всего, подавит гражданскую активность населения, поднимет рейтинг Лукашенко и укрепит "политику стабильности".

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.