Издание Al Jazeera America опубликовало статью Ричарда Лоури под названием «The US pivots east, China marches west» — «США поворачиваются на восток, Китай шествует на запад».
В предисловии к ней говорится так: «В то время, когда США переключают свое внимание на Азию, Китай, в свою очередь стремится расширить свое влияние в Центральной Азии и доступ к ней».
Далее уже в самой статье излагается следующее: «В ноябре, когда США направили два бомбардировщика В-52 через вновь объявленную зону опознавания ПВО Китая, это представлялось всего лишь ходом и ответным ходом. На самом же деле это было первое столкновение двух в конечном итоге сталкивающихся политик. А именно – американского так называемого «поворота» на восток, представляющего собой переключение военного и дипломатического внимания на Азию, и приводимого в движение экономическим фактором марша Китая на запад, в направлении Центральной Азии, где США оставались очень активными со времен запуска своей глобальной войны против терроризма.
Для Китая, по крайней мере, марш на запад имеет историю, восходящую корнями к временам свыше 2-тысячелетней давности. Древние римляне носили тоги из китайского шелка. Срединное царство и Средиземноморье были связаны между собой посредством Шелкового пути, который в действительности представлял собой сложную сеть караванных маршрутов, частью проходивших через Центральную Азию, частью уходивших в виде ответвлений в направлении Индии.
Теперь китайцы продвигают идею нового Шелкового пути для транспортирования энергоносителей и других товаров из Европы и Центральной Азии и в Западный Китай. При состоявшемся в сентябре посещении Центральной Азии президент Си Цзиньпин навел лоск на эту тему, излагая в своей речи, по сообщению издания China Post, следующее: «Я почти слышу звон верблюжьих колокольчиков и ощущаю запах струйки дыма, поднимающейся из пустыни».
Но руководители Коммунистической партии Китая, как правило, больше тяготеют к прагматическому, а не поэтическому восприятию. Китай имеет мощные экономические и геополитические стимулы для создания новых сетей торговли и влияния вдоль центрально-азиатской сердцевины.
Хотя Китай становится все более агрессивным, он еще не готов бросить прямой вызов американскому повороту на восток. Как было наиболее полно сформулировано в октябре 2012 года Ваном Цзисы, влиятельным китайским ученым-экспертом по международным делам, Китай предпочитает укреплять свой западный фланг, проецируя мощь на Центральную Азию. Они называют свою политику маршем на запад».
Журналист Саймон Деньер, опубликовавший в газете Washington Post материал на аналогичную тему под названием «China bypasses American 'New Silk Road' with two of its own» — «Китай обходит американский «Новый Шелковый путь» с двумя собственными путями», обращает внимание на тот же случай, который отметил в своей статье Ричард Лоури: «В столице Казахстана Астане, где были заключены сделки на сумму $30 миллиардов, Си Цзиньпин ностальгически говорил о том, что почти слышит «звон верблюжьих колокольчиков, отдающихся эхом в горах» и видит «струйку дыма, поднимающуюся из пустыни».
По словам автора издающейся в столице США газеты, китайское видение вышеописанного порядка затмило американское видение «Нового Шелкового пути», которое два с половиной года назад было выдвинуто с большой помпой тогдашним государственным секретарем США Хиллари Клинтон и должно было оживить Афганистан в качестве связующего звена между Центральной и Южной Азией.
«Контраст между этими двумя видениями, – одно из которых имеет огромные суммы денег на кону, а другое пытается оторваться от земли, — только подчеркивает то, как же постоянно растущий вес Китая в Азии оборачивается вызовом влиянию Соединенных Штатов», — пишет Саймон Деньер.
И он делает заключение, из которого следует, что в нынешних условиях Китай в плане распространения своего влияния на Центральную Азию, идет впереди, опережая США и затмевая Россию.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.