Промелькнувший мираж правительства Серика Ахметова

Социальные проблемы добили кабинет министров, который не смог умерить аппетиты олигархических и монополистических кругов

Повышение пенсионного возраста для женщин, девальвация тенге, фиаско государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития – вот пожалуй главное, чем запомнилось премьерство Серика Ахметова. Тот факт, что Нацбанк премьер-министру не подчиняется и его глава Кайрат Келимбетов даже не счел нужным предупредить Серика Ахметова о спешной девальвации национальной валюты мало что меняет – все равно это будет отнесено на его руководство правительством. Г-н Ахметов не смог придать работе кабинета министров нового импульса, а по-старому Карим Масимов руководит лучше, вот его и вернули.

Промелькнувший мираж правительства Серика Ахметова

Серик Ахметов в 2012 году пересаживался из вице-премьерского кресла в премьерское под мощный поток поздравлений со стороны министров, депутатов и акимов всех уровней. На этой почве даже заговорили о варианте “Кажегельдин-2”. Мол, поработать в формате серой мышки не получится – проблемы перед страной очень серьезные. А начнешь тянуть на себя одеяло властных полномочий, проявлять характер и требовательность – невольно пойдут аналогии с Акежаном Кажегельдиным.

После того, как появилось Министерство регионального развития, многие стали высказывать мнение, будто премьер-министр через это ведомство и акимов под себя выстроит, заставит четче выполнять команды правительства. Но в какой-то момент у премьера пошел властно-полномочный откат. После девальвации, например, Серик Ахметов не стал выходить на пресс-конференцию и брать удар на себя. В условиях Казахстана это может расцениваться как неисполнение своих функциональных обязанностей. Ведь президент у нас непогрешим и за негатив должен отвечать конкретный “стрелочник”. А тут ответственность оказалась размытой до облачного состояния. Кстати, с повышением пенсионного возраста премьер-министр тоже не активничал по взятию вины на себя и роль громоотвода выполнял через раз.

Похоже на то, что г-н Ахметов, трезво оценив свои властные возможности и политическую весовую категорию, в конце концов решил не связываться с олигархическо-монополистическими кругами. Но в условиях Казахстана тактика уклонения от боя не может быть продолжительной по времени. Как, например, сдерживать рост цен на ГСМ? Ведь на заправках все номинировано в тенге, а “большие мужчины” прибыль за рубеж выводят в долларах. А президент сказал, что никакого роста цен в связи с девальвацией национальной валюты не будет. Вот и пошел счет на месяцы: до 1 мая повышения цен не будет, до середины года (1 июля) цена на бензин останется прежней. А ведь давно известно, что богатым и сверхбогатым людям денег тоже постоянно не хватает и они всячески пытаются их как-нибудь взять. Тут на почве одной нефтяной мафии уже можно попроситься в отставку.

Вообще-то Карима Масимова с должности премьер-министра провожали не под фанфары успешной работы. Коса старого нового премьера нашла на камень жадности властно-финансовых группировок. У любой из них установка только одна: максимальное обогащение любой ценой. Никаких внутренних ограничителей здесь не существует в принципе. А чтобы накладывать на них внешние ограничения нужно иметь недюжинное мужество, политическую волю и собственный потенциал, который трудно пробить. Предполагалось, что в качестве такого лекарства в целях оздоровления всей социально-экономической системы выступит Серик Ахметов. Однако никакого прогресса не произошло: тарифы на ЖКХ и прочие любимые игрушки монополистов растут, безработица тоже (одно выжигание алматинской барахолки вытолкнуло на рынок труда тысячи новых игроков), реальные доходы населения падают, социальный пакет государством урезается. Тенге вроде бы кое-что отыграл у доллара назад после девальвации, но обыватель в очередное внеочередное обесценивание национальной валюты верит больше, чем в ее устойчивость.

Подвижки геополитического порядка правительству Ахметова тоже ничего хорошего не принесли. Вроде бы цена на нефть не обвалилась, но угроза экономических санкций Запада против России за возвращение Крыма висит дамокловым мечом. А Казахстан вместе с РФ в Таможенном союзе и Евразийский экономический союз не за горами. Как вести экономическую политику в чрезвычайных условиях, если она в штатном режиме идет вразнос? Население давно изнывает от ударов по высоким ценам с помощью его низких доходов. В какой-то момент подобное бремя становится совершенно непосильным.

Если взять такую сферу, как ФИИР, то ее ни Серик Ахметов, ни Карим Масимов не потянут – оба уже проверены на данном поприще. А вот для работы на китайском направлении (которое объективно в свете эскалации напряженности между Москвой и Западом усиливается) две эти фигуры не равноценны. Г-н Масимов по меньшей мере знает китайский язык и располагает обширным опытом контактов в Пекине. А тот факт, что у позиции премьер-министра узкий коридор возможностей он давно знает, почему и стал рекордсменом по сроку пребывания во главе правительства.

Серик Ахметов у нас отныне глава министерства обороны. Люди в теме сообщают, что в казахстанской армии бардака не меньше, чем в МВД (“посадки” замминистров обороны в последнее время приняли массовый характер), просто армейцы вступают в контакт с ограниченным кругом граждан, а полицейские на виду у всего населения. Но если не возникнет ситуации, при которой вооруженным силам Казахстана придется демонстрировать свое реальное состояние, то и никаких выходящих за рамки нормы конфузов не будет. Есть вероятность тихо и малозаметно отсидеться до новых вех в карьере. 

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.