Ермек ШАМУРАТОВ: Российская платежная система будет локальной и в ней пока нет места Казахстану

Наша страна вряд ли получит от участия в ней какие-либо плюсы. Тем не менее, Казахстану необходимо также решать проблемы технологической модернизации собственной платежной системы

Алматы. 17 апреля. КазТАГ — Данияр Дауталиев. Создаваемая Российской Федерацией национальная платежная система (НПС) будет всего лишь локальной. В интервью агентству КазТАГ учредитель ТОО “Сrystal Spring” Ермек Шамуратов подчеркнул, что наша страна вряд ли получит от участия в ней какие-либо плюсы. Тем не менее, Казахстану необходимо также решать проблемы технологической модернизации собственной платежной системы.

Казахстану необходимо также решать проблемы технологической модернизации собственной платежной системы

***

— В России в течение полугода предполагается, по примеру Японии и Китая, создание собственной национальной платежной системы. Причем НПС в России предполагается создать максимально быстро и с наименьшими затратами. Как вы считаете, насколько это реально?

— Дело в том, что она будет локальной. Внутри страны она будет работать, а за рубежом — нет. К примеру, японская платежная система JCB работает только там, где есть японцы. Вот у нас в Алматы мы когда-то подключали JCB, но она работала только в паре клубов, где японцы вечером отдыхали. С другой стороны, это требует проведения колоссального объема работ. Утверждать, что национальную платежную систему можно создать за полгода — это нереально. Это невозможно даже с точки зрения технологий.

— В чем тогда вообще смысл России создавать именно собственную платежную систему? 

— Отметим, что ограничения, которые наложили международные платежные системы, коснулись, в основном, держателей карт, находящихся за рубежом. Создание собственной системы не может решить эту проблему, так как ранее выпущенные карты будут обслуживаться только в случае, если к ней подключены зарубежные банки. Если есть желание проводить локальные платежи абсолютно без участия международных платежных систем, такой вариант можно рассмотреть.

В принципе, можно комбинированно выйти из этой ситуации, чтобы по тем же международным картам внутри страны проходили все платежи, а при выезде за рубеж пользуешься той платежной системой, с которой у эмитентов есть договоры.

— Между тем говорят, что Казахстану необходимо присоединиться к российской платежной системе в рамках Таможенного союза. Какие минусы и плюсы можно ожидать для казахстанцев?

— Никаких плюсов, никаких минусов. Ведь спор идет из-за опасений блокировки транзакций международных платежных систем за рубежом. Условно говоря, если их там прикроют, клиенты наших банков не смогут пользоваться картами за границей. Но внутри страны наши крупнейшие банки — Казком и Народный — имеют прямые связи между собой и они занимают порядка 80% рынка эквайринга, то есть фактически вероятность блокировки нас не касается. Даже если Visa или Master Card отключат для тех граждан, которые находятся в Казахстане, это не повлияет на ситуацию внутри страны.

А подключаться к россиянам особой необходимости нет. Ну, если только по желанию. Это будет иметь смысл для банков, клиенты которых регулярно посещают Россию или являются клиентами Сбербанка. Для меня вообще сложно представить, что в Москве не будет работать какая-либо из международных платежных систем. Если в Москве, в Петербурге и вообще по России не будет, например, Master Card.

— Есть ли опасения по поводу монопольного положения международных платежных систем Visa и MasterCard на казахстанском рынке карточек? 

— Понимаете, эти международные платежные системы действуют по всему миру…

— Но ведь уже высказано мнение, что эти компании используются в политических делах. 

— Может быть, они как-то частично и используются, но это, мне кажется, больше эмоции. Вот если бы они перекрыли доступ российским Сбербанку или “Альфа-Банку”, то тогда можно было бы волноваться. Или если они блокировали бы транзакции “Народного” или Казкома, то тогда надо было бы нам волноваться, но это из области фантастики. Безусловно, если есть обоснованное беспокойство, то создайте систему, чтобы те платежи, которые происходят внутри страны, были более или менее защищены. Это достаточно просто и это не является большой проблемой.

— Как вы оцениваете существующую платежную систему Казахстана? Какие достоинства и недостатки у нее есть, требует ли она модернизации?

— По моему мнению, можно улучшить существующую систему в Казахстане чисто технологически. Допустим так, чтобы все наши собственные транзакции “крутились” внутри страны, чтобы локально мы были бы более самостоятельными. И в то же время — чтобы при выезде из страны у человека было бы какое-то средство, позволяющее себя там комфортно чувствовать. Поэтому к этому вопросу необходимо разумно подходить. Тем более, технически это не сложно.

Скорее всего, наши чиновники будут продвигать эту идею, чтобы транзакции проходили внутри страны и никак не уходили вовне. Но это текущая задача, которую можно делать спокойно. Но намного важнее сегодня, если бы они создали современную безналичную интегрированную систему платежей.

— Национальный банк в свое время продвигал идею создания единого процессингового центра в Казахстане…

— Нацбанк, по-моему, продолжает ее продвигать. Стратегически это необходимо делать. Казахстану нужно создавать свой резервный процессинговый центр, необходимо внедрять новые технологии. Но делать это нужно, не загоняя все банки туда, а на определенных для всех его участников выгодных условиях. И самое главное – необходимо развить широкую эквайринговую сеть, а не только в части POS-терминалов и так далее, то есть весь спектр.

— Если создавать свою национальную платежную систему, то сколько времени это может занять?

— В Казахстане речь идет не о платежной системе, а о процессинговом центре. Срок реализации может занять от года и больше.

— В какую сумму это может обойтись?

— Простейшую реализацию, позволяющую осуществлять внутренние транзакции без участия международных платежных систем, можно сделать примерно за $1 млн. Внедрение же новых технологий, дальнейшее развитие потребует вложения дополнительных средств, возможно $20-30 млн.

— Насколько на сегодняшний день устойчива платежная система в Казахстане?

— Функционирует она нормально. С одной стороны, работает казахстанский центр межбанковских расчетов Национального банка, через который проходят все платежи, с другой — платежная система самих банков, ну и международные платежные системы. По сути дела, у нас нет такого, чтобы было совсем плохо.

— Может быть, в качестве альтернативы Казахстану нужно начать использовать, например, китайскую платежную систему?

— Тогда нам всем надо будет ездить в Китай. Терминалы и банкоматы UnionPay мало распространены где-либо, кроме Китая. Полагаю, что рынок сам выведет на нужное направление.

— Ваш прогноз относительно событий в платежных системах России и Казахстана в ближайшем будущем?

— Мне не известны текущие планы Нацбанка. Надеюсь, что в его руководстве все-таки есть ответственные люди.

— Спасибо за интервью!

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.